Слезам и смеху возраст не помеха!

Творческая встреча с заслуженной артисткой РФ Лидией Волковой в Чайковской художественной галерее.

В преддверии Международного Дня театра невозможно умолчать о грядущем ярком событии в театральной жизни Прикамья. 2 апреля исполнится 80 лет Лидии Ионовне ВОЛКОВОЙ, ведущему мастеру сцены и одной из основательниц Чайковского театра драмы и комедии, заслуженной артистке Российской Федерации. Примечательно, что солидный юбилей актрисы совпал с Годом театра в России, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Новыми ролями Лидию Ионовну ещё балуют. И тем самым поддерживают её статус «эталона неувядающего артистического долголетия», как писала одна из чайковских газет. Просто в Чайковском театре драмы и комедии такую возрастную планку творческой активности ещё никто из артистов не преодолевал! И сегодня Лидия Волкова успешно «делает погоду» в комедиях режиссёра Алексея Орлова: в частности, в «Лисистрате» Аристофана она – Стратиллида, воинственная предводительница хора женщин, и сердобольная, преданная жестокосердному и глупому Митрофанушке мамка Еремеевна – в фонвизинском «Недоросле». А в сказке чайковского актёра, драматурга и режиссёра Артёма Палкина «Джек-воробей и дочь Дракона» восхитительна её Бабушка, в которой ужасный Томас «замаскировал» свою кандидатку в жёны. И даже этими ролями второго плана Лидия Волкова убедительно доказывает, что находится в прекрасной сценической форме, мастерски владеет многокрасочной палитрой перевоплощения.

Оптимистическая реалистка по натуре, Лидия Ионовна, однако, муками актёрской невостребованности не страдает. Паузы ролевой недозагрузки Волкова успешно заполняет «хождением в народ» с различными жанрами авторского «театра одного актёра». Такую форму общения с любителями театрального искусства «подарили» ей «лихие» 90-е годы прошлого века с их хроническим безденежьем и полупустым зрительным залом театра. Именно в этот период ею были поставлены и сыграны на различных эстрадных площадках городов и сёл Прикамья четыре моноспектакля: «Шерочка и Машерочка» по пьесе Николая Коляды, авторские – «Посвящение. Николай Васильевич Гоголь», «Тяжела ты, любовная память» по творчеству Анны Ахматовой, «А я до всякого столетья» по лирике Марины Цветаевой.

Кстати, чтением своего «ахматовского» моноспектакля, преобразованного в монолог, 7 февраля текущего года Лилия Волкова завоевала звание лауреата III Республиканского фестиваля-конкурса любительского художественного творчества и прикладного искусства «В созвездии ветеранских талантов и увлечений». Этот фестиваль-конкурс прошёл в Республиканском доме народного творчества города Ижевска в рамках Года театра в России, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Включение заслуженной артистки России Лидии Волковой в состав команды конкурсантов Воткинского района Удмуртии вполне закономерно. Будучи артисткой Чайковского театра драмы и комедии, Лидия Ионовна живёт в посёлке Новый, нередко выступает с музыкально-литературными композициями в местном Дворце культуры «Звёздный» и в местной средней школе.

В последнее пятилетие у Лидии Волковой появились и новые авторские работы, драматургически выверенные и постановочно выстроенные. Это моноспектакли «Весь мир – театр» и «Нам шепчет муза…» по сонетам Уильяма Шекспира, «Солнечные вспышки озарения» и «В зеркале памяти», в основу которых легли стихи автора этих строк. Любители поэзии Прикамья знают: артистка Лидия Волкова прекрасно владеет стихом. Её художественное чтение отличает красивый жест и скульптурная поза, психологическая достоверность и доверительность интонации. Лидия Ионовна – прекрасный рассказчик-мемуарист. Свою содержательную речь она непроизвольно украшает яркими метафорами, наделяя героев рассказа меткими, но добросердечными эпитетами. И в этой зрительской среде она не слывёт актрисой (этого достичь легче всего!), а ею по факту является.

К сверкающим вершинам актёрского мастерства Лидия Ионовна Волкова проделала долгий, тернистый, почти шестидесятилетний путь. Творческую деятельность в качестве актрисы она начала в 1960 году после успешного окончания театральной студии при Запорожском драматическом театре имени Щорса. «География» театральных сцен, на которых играла Лидия Ионовна, ошеломляет! Павлов, Арзамас и Сызрань, Рубцовск, Серов и, наконец, Кизеловский государственный драматический театр…

Актёрский десант из Кизела высадился в Чайковском 22 января 1982 года, согласно приказу по Кизеловскому ГДТ №9 от 19.01.1982 г. «О временном размещении театра в г. Чайковский на период капитального ремонта». В состав «временно передислоцирующихся» входили три режиссёра, двадцать актёров, четырнадцать руководителей и работников различных подразделений театра. Ведомо ли было тогда кизеловцам, в том числе и Лидии Ионовне Волковой, что Дом культуры «Речники» станет их родным домом? Что «дислокация» в городе, носящем имя великого русского композитора, не будет иметь сроков, и превратится в вечность?

На сегодняшний день из той славной когорты кизеловцев в Чайковском театре драмы и комедии осталось лишь четыре человека. Это актрисы Лидия Ионовна Волкова, Нина Павловна Буданова, Галина Ивановна Палехова и заведующий постановочной частью театра Сергей Михайлович Чиганцев. На заслуженный отдых ушёл прекрасный бутафор-декоратор Леонид Андреевич Гуменный. Иных уж нет, а те – далече… Но кизеловская театральная «генная инженерия», в которую вложила немалую толику своего труда и Лидия Ионовна, взлелеяла Мельпомену чайковскую – законную продолжательницу славных дел Кизеловского государственного драматического театра. Таким образом, своей недюжинной силой актёрского искусства Лидия Ионовна радует прикамцев тридцать седьмой год…

Актриса разноплановая и острохарактерная, Лидия Ионовна сыграла без малого 160 ролей в спектаклях мировой классики и современной драматургии. Многие, созданные ею сценические образы, до сих пор считаются в региональном театральном искусстве эталонными. В золотой фонд Чайковского театра драмы и комедии вошли такие созданные ею на сцене образы, как: Гонерилья в трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир», Шура Вислухина в комедии Владимира Гуркина «Любовь и голуби» и Валентина в «Звёздах на утреннем небе» Александра Галича, Галчиха в комедии Александра Островского «Без вины виноватые» и Брандахлыстова в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» Александра Колкера, Ортензия в «Трактирщице» Карло Гольдони, Мадам Аркати в «Неугомонном духе» Ноэля Коуарда, Манефа в «Корабле дураков» Николая Коляды, Донья Лола в «Дикаре» и другие. А роли Лидии Волковой, действующие в пьесах под местоимением «Она», вообще достойны отдельной исследовательской статьи: в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Эдварда Радзинского и в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова.

Своим актёрским искусством Лидия Ионовна не раз возлагала свой венок славы к стопам города, носящего имя великого русского композитора. На вопрос, «какой победный год вспоминается ею чаще других», актриса ответила так:

– Наверное, 1994-й, когда наш театр собирались закрыть вследствие огромного дефицита городского бюджета. А мы не благодаря, а вопреки обстоятельствам приняли участие в Москве в заключительном туре фестиваля-конкурса «Театры малых городов России». Представьте себе полный зрительный зал Московского Художественного академического театра. В два ряда сидят строгие театральные критики со звонкими регалиями. На их суд были вынесены лучшие спектакли сезона театров разных провинциальных городов страны. И среди них – работа нашего режиссёра заслуженного артиста РСФСР Никиты Ширяева «Аторквато» по пьесе Альдо Николаи. Такого успеха мы не ожидали: по окончании спектакля нас вызывали на сцену несколько раз!

За яркое реалистичное воплощение роли дочери в «Аторквато» актриса Чайковского театра драмы и комедии Лидия Ионовна Волкова была награждена Дипломом III степени всероссийского фестиваля-конкурса «Театры малых городов России».

И сегодня созданные Лидией Волковой яркие сценические образы убеждают в непрекращающемся росте мастерства актрисы – и режиссёров, и зрителей. Самостоятельный «взгляд на вещи», недюжинная одарённость актрисы в гармонии с актёрским ансамблем придает её искусству яркую оригинальность. В цельной системе организации труда Лидия Волкова не поддаётся делению актрис на амплуа: от героини-любовницы до резонерши, от благородной жены до инженю-кокет и так далее. Так как она интуитивно чувствует, какие струны своей души всплеснуть, чтобы вызвать у зрителя смех в комедии и слёзы в трагедии. И своим девизом заслуженная артистка России Лидия Ионовна вправе избрать строку из стихотворения «Дуэль со старостью» брянской поэтессы Анны Вохрамешиной: «Я старость вызываю на дуэль!».

Вадим Бедерман.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: