В Чайковском историко-художественном музее до 14 мая экспонируется авторский выставочный проект художника-скульптора Ирины Андреевой «Тёплый день». Он предлагает нашему вниманию знакомые всем с малых лет бытовые картинки, запечатлённые в войлоке. Посетители, пришедшие познакомиться с проектом, просто не представляют, что скрывается за этим коротеньким анонсом, какой сюрприз подготовила для них художница, насколько эта выставка неожиданна, притягательна и душесогревающа.

Войлочная ностальгия

«Тёплый день» – это серия войлочных историй-сюжетов, объединённых в зарисовку одного дня из детства. Зритель попадает в ностальгическое пространство искреннего и душевного документального домашнего кино, в котором ко всему хочется прикоснуться рукой и из которого так не хочется возвращаться обратно. Реальные сценки из далёкого детства трогают своей искренностью и создают впечатление единения с чем-то по-настоящему добрым и тёплым – чего так не хватает в нашей сегодняшней жизни.

Работы Ирины Андреевой – это квинтэссенция её собственных воспоминаний о частично прошедшем в деревне детстве, приправленного божественным вкусом бабушкиных пирогов и шанег, запахом черёмухи, блеянием удивительной козы Катьки, журчанием извилистой речки в овражке, многочисленными клубничными холмами и грибными лесами… Это напоминание о счастливой детской жизни, ещё не отравленной гаджетами, интернетом и непрекращающейся ни на минуту подготовкой к ЕГЭ.

Люди приходят на выставку по несколько раз. Сначала их захватывает общая атмосфера, удивительный антураж экспозиции. Это настолько поглощает внимание посетителей, что лишь потом они начинают обращать внимание на детали – войлочные ножницы, катушки, клубочки, снежинки… Мелочей оказывается так много, и они несут такую значимую эмоциональную нагрузку, так расцвечивают пространство новыми красками и добавляют позитива, что хочется прийти ещё и ещё, чтобы вновь пережить погружение в золотое детство.

Ирина Андреева родилась в Сарапуле, училась на художественно-графическом факультете УдГУ. Творческое сегодня началось для неё с валенок, которые стали темой её дипломной работы, и со временем привели к созданию уникальных войлочных скульптурных композиций. Жанру, в котором творит, художница дала название «валяная скульптура». Ирину Андрееву по праву называют основателем этого направления декоративно-прикладного искусства в России. «Тёплое кино», «мягкий театр», «трогательное искусство» – так критики отзываются о её творчестве.

Этапы большого пути

Седьмого апреля, когда проект стартовал в Чайковском, на встречу с автором пришли студенты театрального отделения Чайковского музыкального училища. Шли, по их же словам, минут на сорок, а пробыли три часа. Настолько всё было интересно – сама художница, её натруженные золотые руки, рассказ о творчестве и материале-соавторе – господине Войлоке, как его называет художница.

Более двадцати лет назад она перебралась из Удмуртии в Москву в поисках новой жизни, свежих идей для творчества. Одним словом, чтобы найти себя и покорить столицу, хотя применительно к ней это словосочетание не совсем уместно. Тем не менее, она Белокаменную покорила!

Авторские проекты рождались один за другим. «Тёплый день» впервые был представлен в Москве, а затем началось его триумфальное шествие по городам и весям России. Только в Центральном выставочном зале Перми проект успел побывать дважды. Всего же ставшие легендой её популярные выставочные проекты (кроме «Тёплого дня», это ещё «Узелки на память», «Тёплые истории» и «Притяжение зимы») за 4 года экспонировались около 50 раз, объехав более 30 городов. Повсюду их встречает радушный приём и сопровождает огромный успех у зрителей – взрослых, казалось бы, людей, но от лицезрения работ Ирины неизменно впадающих в детство.

Господин Войлок

Художница немного приоткрыла завесу над секретами своего творчества:

«Почему я выбрала для него именно войлок? Сначала, может быть, это произошло не совсем осознанно… Своей фактурой, цветом и ароматом войлок покорил меня, влюбил в себя – кажется, навсегда. Он податлив и капризен. Никогда не знаешь наверняка, что в итоге выйдет. Каждый раз перед началом «лепки» водой испытываешь азарт и одновременно страх. Чаще удаётся договориться, и тогда получается шедевр, соавтором которого выступает сам войлок. Но очень часто результат разительно отличается от первоначального замысла». (Об этом, кстати, говорил и пермский художник-монотипист Валерий Сергеевич Печёрский).

«Я стала заниматься войлочной скульптурой, потому что душа моя этого просила, – продолжила Ирина. – А потом почувствовала, какой глубокий отклик это вызывает у людей. И решила, что продавать не буду, потому что это важно всем. Я хочу, чтобы как можно больше людей испытали эти светлые чувства. Готовлю большие проекты и вожу их по городам».

Сколько у неё творений, Ира точно не знает. Когда смотришь на ее работы, просто не веришь, что такое мог создать один человек при помощи только рук, горячей воды и шерсти. Вся эта красота – результат тяжелейшего и кропотливейшего ручного труда. Чего греха таить, иногда работать Ирине приходится сутками.

Руки художницы от длительной работы в технике «мокрое валяние» адаптировались к горячей воде, которую руки непривычного к этому человека просто не вытерпят. Когда войлок подсыхает, он становится лёгким, но сырой-то он очень тяжёл! Это особенно впечатляет, когда видишь художницу – хрупкую, изящную женщину. Можно сказать, что она постоянно занимается войлочным фитнесом.

Из-под рук Ирины выходят удивительные скульптурные композиции, главными героями которых чаще всего выступают милые войлочные девочки, живущие в своём мирке – среди шкафов, швейных машинок, пианино, диванов, телевизоров, холодильников, кошек, домашних растений и даже пельменей. Куклами свои работы художница никогда не называет – слишком уж живыми они у неё получаются. Секрет прост – процесс их создания наполнен вдохновением, добротой и любовью.

Наравне с девочкой в проекте «Теплый день» главным действующим лицом выступает котёнок. У этого очаровательного четвероногого персонажа, оказывается, есть реальный прототип – кошка Изаура, которая живёт у художницы.

Отметим, что на стене вымышленной, но такой реальной выставочной квартиры висят фотографии, художественные полотна, работы, одетые в глубокое паспарту. Особенно поражают фотографии, потому что они сделаны без рисунка! Художница просто смотрела на фотографию и воспроизводила её в войлоке.

«Одно из достоинств этого вида рукоделия, – добавляет художница, – минимальный набор необходимых инструментов. Но сам процесс довольно трудоёмкий и полностью ручной, поэтому подсаживаются на него только самые терпеливые рукодельницы. Зато любовь эта – на всю жизнь!».

Свет и тепло в дар людям

Ирина Андреева несёт их в мир посредством любимого дела, в котором здорово поднаторела. Например, во всех залах, где экспонируются её проекты, она обычно ставит деревенские лавочки. Зачем? Оказывается, чтобы люди могли сесть и поплакать – ведь стоя плакать неудобно… А плачут на её выставках всегда. Она подметила, что в Москве плачут реже – может, каждый десятый посетитель. А чаще всего в Питере – наверное, каждый второй. Неудивительно, ведь Санкт-Петербург – культурная столица России, а Москва – торгашеская.

У неё есть ещё одно внушающее глубокое уважение качество – она всё делает сама. Заходит в совершенно пустой зал и сдаёт выставку под ключ.

В завершение – ещё один яркий штрих к портрету этого интересного и неординарного человека. Ирина прошла курсы подготовки сестёр милосердия, и теперь будет работать в одном из госпиталей Подмосковья, где на излечении находятся бойцы, получившие ранения в ходе боевых действий в зоне СВО. В одном из таких госпиталей она как-то развёртывала свою войлочную выставку, а теперь снова – уже по-другому – будет дарить людям тепло своих рук.

Художница прилетит в Чайковский на закрытие экспозиции, которое состоится 14 мая. (В этот день, как это было и 9 мая, стоимость билета на выставку составит 200 рублей). В следующем году Ирина планирует привезти в Прикамье проект «Притяжение зимы» (в выставочном зале вырастут сугробы и появится 3-метровая снежная горка!). А ещё художница задумала издать книгу, составленную из отзывов, которые оставляют посетители её выставок. Некоторые из них – это настоящие эссе, такие же тёплые и добрые, как сам войлочный мир Ирины Андреевой.

Эта выставка – редкий пример точнейшего творческого попадания в самое «яблочко» человеческой души, ещё окончательно не зачерствевшей в нынешнее прагматичное, рациональное и бездушное время. Каждый находит в войлочной летописи себя, встречается со своим, казалось бы, навсегда ушедшим детством. Помните, как Эдита Пьеха когда-то пела грустную песню о детстве, до которого у кондуктора не было плацкартного билета? Сегодня такой билет всем желающим может предложить замечательная художница-рукодельница Ирина Андреева…

Николай ГАЛАНОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: