Сентябрь –замечательная пора. Время собирать урожай и подводить итоги. Вчитываясь в название статьи, вы уже догадались, что мы приглашаем вас погрузиться в мир педагогики и поговорить о результатах реализации проекта «Педагогический дайвинг, или сетевая профориентационная модель сопровождения подростков, проявляющих интерес к педагогической деятельности». Проект поддержан фондом Президентских грантов и реализуется Чайковской территориальной организацией общероссийского профсоюза образования при участии Центра развития образования города Чайковского.
В нашем образовании проведена большая работа по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030.
В рамках реализации проекта была организована активная деятельность в течении всего учебного года.
Проведён опрос подростков целевой аудитории, в котором приняли участие 782 человека из всех 12 школ Чайковского городского округа. Опрос показал, что у 362 подростков выявлена склонность к работе с людьми (профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), у 49 опрошенных подростков данная склонность ярко выражена.
Ребята, которые по результатам опроса «Определение профессиональных склонностей» имеют склонность к выбору профессий, связанных с работой с людьми, приняли участие в образовательном событие «Моё предназначение или «Абонемент в профессию». Образовательное событие позволило подросткам расширить пространство возможностей для самоопределения, многие смогли определить свои запросы на деятельностные пробы по выбранным профессиям. Подростки определились с предметами, необходимыми для изучения на профильном уровне для дальнейшего поступления по выбранной профессии.
По итогам опроса и образовательного события «Абонемент в профессию» подростки, ярко проявляющие интерес к педагогической деятельности, приняли участие в образовательном интенсиве «Педагогический дайвинг». Результатами участия подростков в 3-х дневном образовательном интенсиве стали расширенное представление о профессиональной деятельности педагога и готовность большинства подростков к продолжению движения по пути углублённого изучения профессии – «педагог».
Параллельно с образовательными событиями для подростков состоялись занятия «Школы молодого педагога-наставника». Молодые педагоги получили знания о возможных методах и способах сопровождения подростков в осознанном выборе будущей профессии.
В результате деятельности 1 этапа проекта были сформированы наставнические пары (подросток целевой аудитории+ молодой педагог-наставник) для проведения индивидуальных встреч и выстраивания индивидуального образовательного маршрута подростка на ближайшие 1-3 года.
Разработанные маршруты подростки смогли представить в рамках образовательного события «Мой выбор». Молодые педагоги-наставники выступили на образовательном событии в качестве экспертов для подростков, в подготовке которых они не принимали участие, таким образом произошло наращивание экспертной позиции молодых педагогов.
Ещё одним образовательным событием, проведённым для подростков в рамках реализации проекта, стали дебаты, где участники команд, имеющие разные точки зрения, обменялись мыслями, аргументируя свои позиции.
Например: учитель обязательно должен иметь базовое педагогическое образование или учителем может работать человек, специальность которого не связана с педагогическим образованием. Учитель — это призвание, а не профессия
Будущее школы — за «онлайн учителем» или учитель был, есть и будет в «очном формате».
Итогом второго этапа и проекта в целом стало образовательное событие «Откровенный разговор», в котором приняли участие подростки целевой группы, молодые педагоги-наставники, родители подростков, команда проекта. Команда проекта представила полную информацию по всем мероприятиям, проведенным в рамках проекта, а подростки, родители и молодые педагоги выразили своё отношение к развёрнутой деятельности.
Реализация проекта позволила включить в профориентационные мероприятия всех обучающихся, которые проявляют интерес к педагогической деятельности. Активными участниками проекта были все школы Чайковского городского округа, но особенно хочется отметить 3 школы, в которых были созданы психолого -педагогические классы (о них мы напишем в ближайшем номере).
И, несмотря на то, что деятельность по сопровождению детей, проявляющих интерес к педагогической деятельности, будет продолжена в этом году, уже сейчас можно подвести первые итоги. В Чайковский индустриальный колледж на педагогические специальности в этом году поступило 16 человек. Это будущие учителя начальных классов и воспитатели детских садов. В предыдущие годы эта цифра не превышала 3-5 человек. Обучающиеся психолого-педагогического класса стали победителями Всероссийского конкурса «Большая перемена» (СОШ № 11). В высшие учебные заведения на педагогические специальности поступило более 15 человек, десять из них заключили целевые договоры. Подростки осознанно приняли решение выбрать или не выбрать профессию педагога. И мы уже с нетерпением ждём этих ребят в наши школы.
Руководитель проекта Татьяна Фиалкина