Олег Николаевич Серов отработал на Чайковском судоходном шлюзе 31 год, из которых 13 лет – начальником. Вопреки расхожему заблуждению, что речной флот – это только то, что плавает по реке, в него входит и вся береговая инфраструктура. Работники шлюза так вообще относятся к плавсоставу. Олег Николаевич хорошо себя зарекомендовал везде, где бы ни трудился. И рассказчиком оказался отменным.
А жизнь его по всей Земле мотала…
Родился он в 1953 году на Дальнем Востоке в селе Владимиро-Александровское, в 30 км от порта Находка. Прожил там до 12 лет. После смерти матери Анны Ивановны Серовой вслед за отчимом Николаем Петровичем Булыгиным перебрался в посёлок Фалёнки Кировской области.
По материнской линии он – потомственный казак. Его дед происходил из донских казаков, бабушка тоже была казачкой, но кубанской. Двухметровый статный молодец взял в жёны хрупкую миниатюрную дивчину, просто украв её.
Два года с тремя дочерьми на подводе они добирались с Дона на Дальний Восток. Уезжали от голода, как считает Олег Николаевич, искусственно организованного – весь хлеб у крестьян отбирали для голодающих Поволжья. С благодарностью дед и бабушка вспоминали уральцев и сибиряков, которые зимой давали им кров и корм для лошадей.
Бабушка была горячей казачкой, внука порой поленом воспитывала, за что тот очень на неё обижался. У них дома вообще нагайка у входа висела – правда, без пули-утяжелителя.
Отца Олег не знал – ему сказали, что тот был лётчиком-испытателем и погиб в одном из полётов. Отчим заслуженно слыл на все руки мастером. Всё у него спорилось, и Олег многому у него научился. «Спасибо, Господи, – благодарит он, – что рядом такой человек оказался, в обиду меня не давал и сам никогда не обижал. Наверное, был лучше иного родного отца».
Олег хотел взять фамилию отчима, но не успел. Остался на дедовской – Серов. Трое его сыновей, шестеро внуков и внучка – тоже Серовы. Звучит фамилия!
Между небом и водой
Олег с детства мечтал стать лётчиком (тогда это было модно) или моряком. Тяга к морю, видимо, передалась ему по наследству. Дед до Великой Отечественной войны служил 7 лет на флоте и погиб в 1945 году на минном тральщике. Двоюродный брат окончил мореходку, потом долго ходил по морям-океанам на гражданском судне. Родня хотела устроить парня в нахимовское училище, куда его, в принципе, брали, но не срослось.
В 1968 году по окончании 8 классов он поступил в Пермское речное училище. Через пять лет выпустился штурманом-механиком всех групп судов, мог ходить и по реке, и по морю. Практику проходил в 1972 году в Чайковском на сухогрузе «Волго-Дон 5023». Курсантом всю навигацию он проплавал со звёздным экипажем: Григорий Никифорович Бурлаков – капитан, Феофан Александрович Шохирев – первый штурман, Борис Николаевич Нифонтов – второй. Речники-асы стали его наставниками и старшими друзьями.
По распределению попал на реку Витим, известную старшему и среднему поколению, как Угрюм-река. Фронтом работ его, группового механика, стал участок реки в 1200 километров.
В 1973 году, уходя в армию, попросил военкома-бурята, чтобы тот послал его туда, куда Макар телят не гонял. И эшелоном отправился, как поётся в песне, «на близкий и любимый наш Дальний Восток…». Олег должен был служить на подводной лодке, но пока был в пути, резко обострились отношения с Китаем, и по тревоге два последних вагона эшелона отцепили. В одном из них ехал Олег – и вместо подводного флота оказался в танковом полку. Поскольку после речного училища он хорошо знал радиолокационные станции, его назначили на самоходный зенитный ракетный комплекс ЗСУ-23-4 «Шилка». Сначала первым номером, позже – командиром.
После демобилизации Олег получил письмо от начальника Пермского речного училища Михаила Фёдоровича Громова: «Если не будешь жениться, приезжай к нам в Пермь – преподавать». Поработал в училище, его избрали комсоргом. Числился в райкоме комсомола с зарплатой 50 рублей в месяц.
По комсомольской линии его направили на курсы повышения квалификации, где он познакомился со своей будущей женой Татьяной. Она училась в Чайковском медучилище и тоже была комсоргом. Познакомились они в апреле, а свадьбу сыграли в августе – в Ижевске, где жили её родные, ведь родня жениха обреталась на другом краю страны. Узнав об этом, начальник ПРУ отрезал: «Женился? Фиг тебе, а не квартира!».
Чайковский
Так в 1976 году Олег оказался самом молодом и красивом городе Прикамья. Он ещё не приехал, а из обкома комсомола уже звонили, что едет, мол, к вам Серов – встречайте! Пришёл в порт, видит по акватории буксир РБТ бегает, подумал – пересяду на катер и всё! А жена к тому времени выдвинула ему ультиматум: «Или флот, или я!». Стоит он и из отдела кадров слышит – придёт Серов, вы его сразу в комсомол направляйте. «Нет уж, – подумал он, – опять на пятьдесят рублей?».
Втихушку устроился слесарем на РМЗ – этот завод первый ему по дороге встретился. Узнали об этом в комитете комсомола Воткинскгэсстроя и давай его обрабатывать. Предлагали сначала вторым, потом первым секретарём горкома комсомола работать, мастером в РМЗ, в конце концов. Отказался наотрез.
От парторга шлюза Анатолия Петровича Мальцева узнал, что у них нет механика. Так он оказался, как сам подчёркивает, на своём большом бетонном корабле – Чайковском судоходном шлюзе – в качестве инженера-механика.
Шлюз и все, все, все…
Напомним, что судоходный шлюз – гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода судов на плаву из одного водного объекта другой с различными уровнями воды.
Чайковский судоходный шлюз стал первым в СССР шлюзом с предельно облегчёнными стенками. Размер каждой из двух его камер – 250 на 30 метров (он зависит от габаритов пропускаемых плотов). Преодолеваемый перепад – до 23,5 метров. Олег Николаевич отзывается о нём кратко: «Наш шлюз – просто красавец!». Не будет большим преувеличением сказать, что это монументальное сооружение – своеобразный живой организм.
Самое главное в работе шлюза, подчёркивает наш собеседник, – безаварийный пропуск судов, надёжность и стабильность. На решение этой задачи направлены усилия всего коллектива, численность которого по полному штату – 92 человека. Реально же в среднем она составляла 70 человек, а когда зарплату не платили – и меньше 60 бывало.
Костяк коллектива – диспетчеры и старшие специалисты, работа которых требует профессионального мастерства и высокой ответственности. Они «тянут» всё. Летом – начальники вахт и диспетчеры самостоятельно шлюзуют теплоходы. Движенцы ведут теплоходы до верхнего и нижнего рейда и контролируют их. Ставят на рейд и передают шлюзу. Капитаны выходят на связь, и уже диспетчер шлюза командует парадом. Сложности есть – воды бывает мало, в нижнем бьефе случаются провалы ниже 66-й отметки – можно теплоход на мель посадить.
Расставание
Серов проработал на шлюзе одиннадцать лет, за это время окончил институт, стал главным механиком. В 1988 году въехал в давно обещанную новую квартиру, а год спустя расстался со шлюзом на 11 долгих лет.
Ушёл на завод СК, на изопрен, куда его долго звали. Стал заместителем начальника цеха, сдав сложный экзамен и получив допуск. Зарплата была отличная, только купить было нечего. Через четыре года уволился, по совпадению и завод после этого встал.
Устроился в Гидроэлектромонтаж (ГЭМ) – это рядом со шлюзом. Занимая должность начальника цеха, Олег Николаевич командовал всем производством. Дело новое, но вник быстро. Ничего страшного – химию освоил, а тут… Так прошло ещё 7 лет.
Не давал ему покоя заместитель начальника шлюза Дамир Нуриманович Нугуманов: «У нас всё плохо, приходи, ты ж всё знаешь…». Зарплата на шлюзе была маленькая (300 тысяч рублей), но платили её регулярно. В ГЭМе Серов получал 3 миллиона 800 тысяч, но процветал бартер. Было о чём задуматься.
Второе пришествие
В 2000 году он всё-таки возвращается на шлюз заместителем начальника. Три года спустя он уже главный инженер, ещё через три года его назначают начальником.
В бытность Олега Николаевича на этом посту были осуществлены масштабные работы по реконструкции инфраструктуры Чайковского района гидротехнический сооружений и судоходства – для вывода из аварийного состояния. С 2012 года в течение трёх лет были реконструированы верхняя и нижняя причальные стенки, краны и подкрановые пути, заменены все затворы водопроводных галерей, все ворота – и рабочие верхние, и рабочие нижние. Заменили все 8 ремонтных ворот, весь гидропривод, завершили восстановление подъездных путей.
«Было сложно, но интересно, – вспоминает Олег Николаевич. – Я испытывал большую ответственность и за результаты работы, и за людей. Закончили реконструкцию – и мне стало скучно. По инерции я ещё что-то делал – отчёты готовил, встречал проверяющих и комиссии по проверке использования финансов. И в 2020 году вышел на заслуженный отдых…».
О многом говорит то, что серьёзных ЧП в ходе эксплуатации шлюза не случалось. Это лучшее свидетельство того, что на протяжении более шестидесяти лет коллектив чётко и профессионально выполнял свои профессиональные обязанности, неукоснительно придерживаясь постулатов ответственейшего отношения к делу, заложенных первыми начальниками шлюза: Л.М. Стрекаловским, Ф.Т. Кутковичем, Д.Н. Нугумановым, М.А. Третьяковым.
А вот нюансы – да, бывали. Однажды, по словам Олега Николаевича, неожиданно налетел вихрь и потащил один из кранов, который, доехав до упоров, сбил их и накренился. И тут, как по мановению волшебной палочки, ветер стих… Кран сразу дополнительно закрепили, и на следующий день вручную тросами затащили его обратно. А если бы он упал? Это 160 тонн! Буквально через месяц кран-ветеран порезали на металлолом…
Речник, романтик, поэт
Как и положено настоящему речнику, Олег Николаевич – романтик и поэт. Писать стихи начал в молодости, не гнушается этим он и сейчас. Одно стихотворение из ранних…
«Прощание»
Краткие минуты спешного прощания,
Под гудок протяжный наши обещания.
Скоро ль будет встреча на речном причале?
Ты ко мне прижалась в ласковой печали.
Унеслась «Ракета», волны взбудоражив,
До конца я весел, до конца отважен.
Ты уже далёко, светел путь твой будет,
Сердце загрустило, сердце моё любит.
Пусть тоска тисками сдавливает плечи,
Я дышу тобою, нашей скорой встречей.
1976 год
С большим удовольствием поздравляем Олега Николаевича и всех его коллег-речников с профессиональным праздником, желаем ему здоровья, семейного благополучия и успеха во всех начинаниях!
Николай ГАЛАНОВ