Слово о Великом Посте

Продолжается Великий Пост. О нём написано и сказано, кажется, всё и даже больше того. Тем не менее, он настолько велик и многогранен, что раз за разом находятся новые слова, раскрывающие нам его глубочайшую изначальную суть. Об этом нам поведал Благочинный храмов Чайковского округа протоиерей Георгий Машлякевич.

По его словам, Великий Пост – не только самое благословенное и благодатное для души христианина время, но ещё и ответственное и трепетное:
– Мы вообще-то всегда должны стоять на страже своего сердца – что в него входит, что из него исходит. А пост – это духовный санаторий, где человек должен напитаться, оздоровиться, преобразиться. Более внимательно отнестись к своему внутреннему миру, присмотреться, прислушаться – что в нём живёт? Иногда в человеке живут грязные помыслы, бушуют низменные страсти, на что он в повседневной суете не обращает внимание. Вживается в это, и ему кажется, что это норма.
Как Благочинный, я призываю свою паству понять, что Пост – это не ограничение в пище. Люди привыкли каяться в том, что они нарушили пост, съев то, что вкушать запрещено. А на самом деле пост это что-то более высокое – время привести в порядок свои мысли и чувства, очистить своё сознание, настроить на новые мысли. Иногда даже потрудиться над собой, чтобы наш характер соответствовал христианскому предназначению.
А особое внимание ограничению в пище – для маленьких детей, потому что это они как раз понимают. Беда в том, что иногда у нас взрослые ведут себя, как малые дети. В еде себя ограничили, а то, что нужно примириться с ближним, забывают – не случайно же Великий пост начинается с прощённого воскресенья. Святые отцы говорят, что если ты не примирился с ближними, а начал просто ограничивать себя в пище, то это бесполезный труд.
Многие привыкли всё критиковать и всех упрекать – в том числе и христианство. Причём критикуют в том, в чём они совершенно некомпетентны, ничего не зная о настоящем христианстве. Люди в большинстве своём вообще ни в чём не разбираются, но считают, что всё знают – как должно быть в церкви, в политике, в сельском хозяйстве и футболе. Мало того, знают даже, сколько денег у ближнего в должно кошельке лежать. Да ещё и советы начинают давать – это особенно заметно в соцсетях. Кто-то что-то сказал – и, как говорится, Остапа понесло… Всё это от напыщенности и гордыни. И меня это тяготит.
Своими христианскими общинами мы в храмах молимся, чтобы Господь преклонил милость нашему народу. Ведь всё, о чём я сказал, порождает бездуховность и, в конечном итоге, приводит к никому не нужному напряжению в обществе. В нашем Отечестве прошли через это, но кое-кто, особенно молодёжь, не знает прошлого, и самое страшное – не хочет ничего знать ни о духовной жизни, ни политической.
Люди не хотят знать правду, потому что ложь, интриги, скандалы, безобразия и грех гораздо больше интересуют основную массу человеческого общества. Так было всегда, потому что к греху люди склонны более чем к праведности, чистоте, истине. Ведь это легче, проще и приятнее, и делать ничего не надо. А сказать человеку в трудную минуту слова поддержки, вразумить его на путь истинный – это целая наука, настоящее искусство, да и харизма должна быть соответствующая.
Церковь – это школа жизни, которая учит человека быть честным, искренним, думающим о ближних своих и дальних. Конечно, даётся всё это нам, христианам, очень тяжело и не просто.
Что такое душа – никто не знает, нет такого органа в человеческом теле, никакие рентгены и томографы не в состоянии её увидеть. Но если у человека болит и скорбит душа, это сразу видят окружающие! И тело в таком случае лечить очень затруднительно.
В своих проповедях я постоянно повторяю, что всякий человек, приходящий в этот мир, чтобы пройти свой краткий земной путь, хочет только одного – быть счастливым. А как им стать? Этому не учат ни детском саду, ни в школе, ни в университете. А вот в Священном писании, которое так ценит церковь и которое лежит в основе нашего учения, говорится как раз об этом. Поэтому человеку крайне важно хотя бы иногда бывать в церкви, просвещать и напитывать свой разум, чтобы стать счастливым.
В священном писании есть всё: об отношении к ближним и дальним, любимым и нелюбимым, к родным и неродным… Одного нам не хватает – желания приложить усилие, чтобы осчастливиться, обогатить свою душу. Большинство людей, посещающих храм, ограничиваются формальным соблюдением внешних атрибутов и ритуалов – носят платки, ставят свечи, подают записки. Но в церкви есть таинства, через которые можно соприкоснуться с живительной благодатью Божьей.
Я хочу, чтобы молодое поколение тянулось к церкви, понимало, что есть пища, в которой нуждаются душа каждого человека, – это молитва. Не зря говорят, что слово сильнее любого оружия. Пушки начинают говорить лишь в случае того, если правители не смогли договориться. Слово как раз и есть молитва, с помощью которой человек напитывает свой внутренний мир духовной пищей. Меняется его мировоззрение, он мыслить начинает совершенно по-другому, начинает различать, где чёрное, а где белое. А современный мир совершенно замыливает сознание людей, не даёт ему отличить чистое от грязного, правду ото лжи в отношении любви, брака, семьи.
Великий Пост готовит нас к эпохальному, самому важному, самому торжественному событию для всех христиан – Воскресению Христову. Господь восстал из мёртвых – это величайшее чудо, случившееся за всю историю человечества на Земле. В него верит большинство жителей планеты. Атеисты, конечно, этого не признают, но атеизм заканчивается, когда человек оказывается за порогом вечности. Но боль моей души состоит в том, что многие люди лишают себя возможности быть сопричастным этому торжеству в духовном плане, ограничиваясь крашением яиц и приготовлением куличей. Во все времена в Пасхальную ночь стремились побывать не только на крестном ходу, но и на торжественной службе, чтобы напитаться благодатью Божьей.
Святые отцы всегда учили, что особая милость Божья ко всему человечеству преклоняется в эту благословенную ночь. Потому-то на Пасху в храмах всегда многолюдно, и после службы люди уходят другими, просветлёнными и радующимися.
Когда был построен Храм Успения Божьей Матери, я первый раз отслужил там Пасху. Было очень много народа, чему я очень удивился. Когда все разошлись, ко мне подошёл человек, по облику и поведению которого сразу было видно, что он только что вернулся из мест лишения свободы. Он с укором в голосе спросил меня: «Почему собралось столько народа? Зачем люди сюда ходят?». На это я ответил: «Я не знаю, зачем, зато уверен, что к пустому колодцу люди за водой не ходят! Раз они приходят сюда, значит, небеса им отвечают, поддерживают их».
Я хочу, чтобы люди приходили в храм и приобщились к самому важному. Каждую субботу мы проводим общие исповеди, потому что многие люди, приходя, не знают, в чём каяться. Кто-то от незнания, кто-то от гордыни считает себя безгрешным.
Испокон веку самое главное, с чем нужно соприкоснуться в каждом храме – это покаяние и причастие святых Христовых таинств. Оно всегда безвозмездно. Через это люди могут выстраивать отношения с небесами и Творцом. Хотелось бы, чтоб люди больше соприкасались с этой благодатной и торжественной радостью, наполняли себя духовным торжеством. Дом пустым не бывает – так не бывает пустой наша душа.
Для русского человека Пасха и День Победы – два самых радостных, светлых и искренних праздника.
В нынешнем году Пасха будет праздноваться 2 мая – за неделю до Дня Победы. В 1945 году всё сложилось ещё более удивительным образом: Пасха пришлась на 6 мая, когда до окончания Великой Отечественной войны оставалось всего три дня, о чём, правда, ещё никто не знал.
Отец народов дал «добро» на проведение ночной пасхальной службы. На многих предприятиях, в организациях и учреждениях были объявлены нерабочими не только сам воскресный день 6 мая, но и предшествующая ему страстная суббота 5 мая (а ведь страна ещё жила в условиях тотальной мобилизации сил для ведения войны!). По распоряжению властей на хлебозаводах и в пекарнях был оперативно налажен выпуск куличей, которые поступили в продажу и пользовались большим спросом. По данным НКВД, в общей сложности для проведения пасхальных богослужений в стране было открыто около 10 тысяч храмов. В ночь с 5 на 6 мая их, по самым скромным подсчётам, посетили более 5 миллионов человек.
А семь недель спустя, 24 июня, в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. И это случилось на пятидесятый день после Пасхи, когда отмечается двунадесятый православный праздник Троицы. Это был символический жест со стороны Иосифа Виссарионовича Сталина, который, как выпускник духовной семинарии, хорошо разбирался в вопросах религии её значении для человека: так он всему миру наглядно продемонстрировал, что нацизм и вся демоническая сила были сокрушены верой народа и его участием в святом деле защиты Отечества.

Беседовал Николай ГАЛАНОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: