Шестнадцатого апреля в виртуальном концертном зале Чайковского историко-художественного музея прошёл проектный семинар – третий, самый важный и ответственный, этап проекта «Кубок Чайковского», ставшего в 2020 году победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации.
Началось всё третьего апреля, когда в Чайковском был проведён лекционный, теоретический модуль. Елена Истратова – музыковед широкого профиля из Санкт-Петербурга, выступила с лекцией «Чайковский сквозь века». А научный сотрудник музея-усадьбы П.И. Чайковского Маргарита Метлякова, знающая ответы на самые каверзные вопросы о Петре Ильиче, прочитала лекцию «Чайковский без галстука».
Через пять дней дети двух городов встретились в Воткинске, в музее-усадьбе Чайковского. Школьники вместе ещё глубже погрузились в биографию композитора, узнали о его детских годах и музыкальных предпочтениях. Финалом встречи стал музыкальный квиз – интеллектуально-развлекательное соревнование, в котором нужно было быстро отвечать на разнообразные вопросы. По итогам каждая команда набрала определённое количество баллов.
Проектный семинар стал ещё одним соревновательным этапом. В пятницу, 16 апреля, в Чайковском он прошёл для чайковских школьников, на следующий день в Воткинске – для воткинских. В жюри вошли представители администраций и учреждений культуры, которым интересно и полезно было увидеть, насколько активно дети себя представляли, какие необычные и по-настоящему креативные идеи выдвигали. Удивительно, но некоторые просто гениальные идеи школьники сгенерировали всего за полтора-два часа! Мало кто из взрослых способен на такое. Они обозначили цель, задачи, ресурсы, но главное – нашли идею, а это ничуть не проще, чем поймать за хвост Синюю птицу удачи. Молодёжь нужно не только слушать, но и слышать её.
Что, по мнению детей, в городе нужно сделать
Наш город носит имя Чайковского, и этим всё ограничивается, потому что исторически это никак не обусловлено. А проявляется это в том, что у нас городе установлены памятник Петру Ильичу, скульптурная композиция да арт-объект в форме скрипичного ключа. И всё. Может быть, именно поэтому большинство идей были ориентированы на преображение городского пространства.
Дети взглянули на проблему не просто свежим, незашоренным, а вообще неместечковым взглядом. Как им и положено, молодёжь смотрит на всё, что её окружает, шире, глубже и адекватнее. Может быть, прагматичнее, что не всегда плохо.
По мнению молодых, нужно трансформировать территорию, где раньше стоял речной вокзал. (Как они правы – это незаживающая рана города). Они решили посмотреть на причал глазами туриста, гостя города. Что он сейчас видит? Убогого Чайковского, намалёванного на сером бетонном заборе и тоскливо выглядывающего из-за рыбных рядов. Это кощунство! Поэтому нужно благоустроить причал и прилегающую к нему территорию: навести порядок, провести озеленение, покрасить стену и расписать её граффити в соответствии с временами года – календарными и музыкальными.
Дети предложили установить киоски по продаже сувениров и разместить в верхней части новый арт-объект, который будет символизировать наш город – большое интерактивное пианино, наступая на виртуальные клавиши которого, можно создавать мелодию.
Ещё одно предложение – проводить Чайковский бал (на манер Венского), в ходе которого пары вальсировали бы под музыку, естественно, Петра Ильича. И постараться в этом плане превзойти столицу Австрии.
Очень интересный проект, названный авторами «СПИЧ». Вообще-то спич – это краткая приветственная речь на торжественном мероприятии, но дети увидели в этом аббревиатуру словосочетания «С Петром Ильичом Чайковским», подразумевая под этим прогулки по городу с композитором, чьё имя он носит. То есть, следуя по городу любой желающий – и горожанин, и гость города – может пополнить свои знания о Петре Ильиче Чайковском. Для этого дети предлагают разместить в городе QR-коды, с помощью которых на телефон можно будет получить информацию о жизни и творчестве композитора. Плюс установить в опорных точках туристического маршрута, где движется больший поток людей, музыкальные беседки, чтобы приобщить их к гениальной музыке.
В Воткинске же ребята предложили запустить Тик-Ток-канал про Чайковского. Может, для подрастающего поколения это станет стимулом ближе познакомиться с жизнью и творчество композитора. Очень хитрый ход: сначала детей увлечь, а потом и привлечь!
Члены другой воткинской команды предложили благоустроить сквер возле своей школы и связать его с именем Чайковского.
Ещё один интересный вариант – пустить по Воткинску автобус Чайковского, оформив его соответствующим образом, и чтобы в нём обязательно присутствовал экскурсовод.
Все дети, участвовавшие в Кубке Чайковского, оказались невероятно талантливы, все прозвучавшие идеи были либо просто интересны, либо очень интересны. У одних они выглядели фантастическими, у других более реалистичными. Подход, реализованный в «Кубке Чайковского», стал развитием того, что имело место в советские времена, когда детям ставили цель, поднимая планку на значительную, но обязательно достижимую высоту. И вносили в этот элемент соревновательности, но, упаси Боже, не конкуренции!
Не будем сбрасывать со счетов и патриотизм. Чайковский – это бренд не только нашего города, но и всей России. Да и в мире это один из самых популярных и часто исполняемых композиторов. Его имя было выбрано для своего посёлка строителями Воткинской ГЭС именно на волне патриотизма, когда страна семимильными шагами, преодолевая последствия страшной войны, двигалась в светлое будущее. И часто делала это под музыку Чайковского…
Сейчас подводятся окончательные итоги «Кубка Чайковского». Награждение победителей состоится 30 апреля во Дворце культуры.

Николай ГАЛАНОВ. Фото предоставлено Чайковским историко-художественным музеем

Цель проекта «Кубок Чайковского» – активизировать молодёжь двух городов – Чайковского и Воткинска, связанных с именем великого русского композитора, на разработку творческих проектов и придать этому процессу соревновательный характер. Чтобы войти в проект, дети зарегистрировались на платформе с помощью специально разработанного сайта, изучали биографию композитора, знакомились с его творчеством.

В проекте участвовало 20 команд, состоящих из учащихся 10-х классов, – 7 чайковских и 13 воткинских. Наш город в «Кубке Чайковского» представляли команды школ №№1, 2, 7, 8, 10 (НОЦ), 11 и гимназии. Дети прошли все этапы от начала до конца, пополнив свои знания о Чайковском, им прочитали очень интересные лекции, сопроводив их прослушиванием музыки. Участники узнали очень многое о Чайковском, как о человеке, – цвет глаз, размер обуви и одежды, что он любил из еды и какие предпочитал цветы…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: