Бывших десантников не бывает… Как известно, День ВДВ «крылатая пехота» отмечает широко. Житель Чайковского Алексей Мартюшев поделился своими воспоминаниями о службе, рассказал, почему для него было важно отслужить в армии, чем ему запомнился тот год и что сейчас для него значит день воздушно-десантных войск.
– Алексей, предлагаю начать нашу беседу с небольшого повествования о себе.
– Я родился в Чернушке и жил там до окончания 11 класса. После школы в 2004 году переехал в Чайковский и поступил в филиал ПГТУ. Будучи на втором курсе, я начал работать: сначала грузчиком, затем охранником, а после торговым представителем по продуктам питания. Через некоторое время, добившись неплохих результатов, я понял, что хочу двигаться дальше. В 2008 году я начал своё дело, открыв первый магазин. И с тех пор я занимаюсь предпринимательской деятельностью. Я женат, с супругой воспитываем троих сыновей.
– В какое время Вы отслужили в армии? Вообще, призыв был для Вас неожиданностью?
– Я никогда не хотел «бегать» или «косить» от армии. Ещё проживая в Чернушке, я занимался в местном военно-спортивном клубе «Надёжа», а после переезда в Чайковский пришёл в «Десантник» к Леониду Семёновичу Тихонову. Я был призван в армию сразу после окончания института, в 2010 году. На тот момент мне было уже 23 года.
– Чем Вам запомнились проводы?
– С этим моментом была связана интересная история. Я должен был уехать 8 июля. Всего нас, призывников, на вокзале было около 30 человек. И в тот момент, когда мы должны были сесть в автобус, он сломался. Мы просидели на вокзале до 10 утра, и представитель военкомата нам сообщил, что, скорее всего, нас «перенесут» на осенний призыв. Я тогда к нему подошёл и говорю: «хочу служить сейчас». Так и получилось.
– А как получилось, что Вы попали именно в ВДВ?
– Я всегда знал, что буду служить в армии. А в ВДВ попал, скорее всего, из-за хорошей физической подготовки, к тому же я несколько лет занимался в военно-спортивных клубах. А это – отличная школа для молодых бойцов. Когда мне было 15, я на три недели поехал на военно-спортивные сборы. Мы вставали в 6 утра, делали зарядку, отправлялись на занятия, в том числе и по парашютному спорту. То есть мне армейские будни были знакомы.
– В каком городе проходили службу?
– Я проходил службу в Пскове, в 76-ой гвардейской десантно-штурмовой дивизии. За год службы у нас прошло огромное количество занятий. Так получилось, что я попал в снайперский взвод, где стрельбе уделялось большое внимание. Вообще, я не могу сказать, что до армии хорошо стрелял, но в армии многое поменялось. Особенно под конец службы я стал отлично попадать в цель. Помню даже, как наш командир взвода разрешил мне пострелять из своего оружия – из австрийской винтовки Майнлихер, которая имеет 14-кратное увеличение. И я с расстояния в 1 километр попал в «девятку».
– Опишите распорядок дня десантника. Просто бытует мнение, что солдат встаёт и одевается, пока горит спичка.
– Конечно, по спичке мы не собирались, но, да, всё было достаточно строго, начиная с жёсткой дисциплины. Подъём у нас был в 6 утра, а далее зарядка – бег на 5 км и различные упражнения. В один из дней первого месяца службы мы побежали на зарядку, выходим на улицу, а там дождь стоит стеной. Мы с ребятами сначала даже растерялись, думаем: «бежать или нет». Но, как только услышали от командира «упор лёжа принять», поняли, что плохая погода – не повод пропускать зарядку, и быстро поползли километр по лужам. Потом у нас приготовление к завтраку, после – развод. Потом обед, снова занятия, затем отбой.
– Алексей, сколько у Вас было прыжков? И каким был первый прыжок?
– Первый раз я прыгнул с парашютом в 15 лет. А всего я совершил 10 прыжков. Скажу, что это не так просто, как может кому-то показаться, и решиться на прыжок может не каждый. Даже поступив на службу, у нас были такие, кто уже будучи в самолёте, не мог перебороть страх и волнение, кто-то «давал краба», расставляя на выходе ноги и руки в стороны. Я прыгал с «кукурузника» и с самолёта «ИЛ-76», с 600 и с 800 метров. Особенно запомнился прыжок с «ИЛа»: он летит быстрее, и десантники из него выпрыгивают один за другим. Кстати, в армии мы сами себе парашюты собирали. Хорошо, что эти знания я получил ещё в военно-спортивном клубе «Десантник». Хочу сказать, что работу, которую в этом клубе когда-то начинал Леонид Семёнович Тихонов, на протяжении нескольких лет успешно продолжает и Сергей Михайлович Итжанов. Воспитанники здесь изучают различные дисциплины, начиная с правильной маршировки, заканчивая стрельбой из автомата.
– Поделитесь каким-нибудь интересным моментом, который произошёл во время службы?
– К нам в разведроту должен был приехать командующий ВДВ. Мы готовили наш этаж, делали там небольшой ремонт, а затем уборку. И был момент, когда я, как дежурный по роте, вечером заступал в наряд и принимал у сослуживца КХО – комнату для хранения оружия. Я принял и утром, когда начал выдавать оружие, обнаружил, что не хватает одного автомата. Мы начали выяснять, искать пропажу, и в тот момент у меня промелькнула мысль, что домой отсюда я могу не уехать… Потом всё, к счастью, разрешилось, и оружие нашлось. Ещё запомнились ночные стрельбы из специального оружия. Сейчас, кстати, в этом направлении активно работает наш клуб «Десантник». Ну, и пока я служил в армии, у меня родился сын. Ещё до армии, 1 апреля моя жена сказала, что у нас будет ребенок, а 3 числа мне вручили повестку. 20 декабря Таня мне сообщила, что она поехала в роддом, а позже я узнал, что у нас родился сын Илья. Меня, конечно, отпустили на 10 дней и 12 января я приехал к семье.
– Вы прослужили год. Что-то поменялось в жизни за это время? Что, вообще, Вам дала служба в ВДВ?
– Я пришёл в армию достаточно зрелым человеком: у меня уже была своя семья, были сформированы свои принципы. В армии я просто ещё раз понял, что у меня есть основная база для того, чтобы двигаться вперёд. Я не могу сказать, что армия меня сильно изменила. Я просто ещё больше укрепился в мысли о том, что всё в моих руках. Ну, и, конечно, армия ещё больше дисциплинировала меня для достижения результата. Я раньше часто слышал от ребят, что армия – это потерянный год жизни. Лично я так не считаю. Есть люди, которые и на гражданке «теряют» по пять, по десять лет жизни, не делая ничего.
– Расскажите, как проходит ваш День ВДВ?
– Последние 10 лет он проходит одинаково: я принимаю поздравления от семьи, супруга обязательно дарит мне торт. После мы вместе с другими десантниками собираемся на построение на центральной площади и идём до Вечного огня. По пути мы обязательно останавливаемся у мемориала «Чёрный тюльпан».
– Традиционно в праздничный день хотелось бы услышать ваши пожелания всем десантникам.
– Десантник – это всегда пример силы, мужества, чести и отваги. Я искренне желаю всем мирного неба надо головой, здоровья, добра и всегда возвращаться домой.
Беседовала Анастасия ФРОЛОВА
Фото из архива Алексея Мартюшева