Внешний облик города – это плод коллективного труда архитекторов, дизайнеров, строителей, озеленителей, но… Многое зависит и от отдела по работе с наружной рекламой и нестационарными торговыми объектами администрации Чайковского городского округа. Его задача – чтобы люди наслаждались красотами города, а не лицезрели вызывающе яркие вывески и раздражались от засилья рекламы. О нюансах работы отдела нам рассказала его начальник – Алиса Исламова.
Реклама как она есть

По её словам, отдел занимается согласованием вывесок и наружной рекламы, выдачей разрешений, проведением аукционов (если реклама размещается на муниципальной земле) и заключением договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО).

Согласно федеральному закону, наружная реклама, независимо от того, на земельном участке какой собственности – частной или муниципальной – она находится, может быть установлена только в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций. В ней указаны их типы и виды, а также места, где они могут быть установлены. На узких улицах (Ленина) предусмотрена установка ситилайтов и ситибордов, на широких (Вокзальной и Советской) – билбордов. При разработке схемы учитывались и уже установленные конструкции.

Рынок наружной рекламы сформирован на 95%, заключены долгосрочные договоры, поэтому ситуация быстро меняться не может.

«Заметно, как за десять лет в городе изменилась ситуация с наружной рекламой, – отметила Алиса Федорисовна. – Количество рекламных конструкций снизилось. Рекламные баннеры исчезают с фасадов многоквартирных жилых домов, ограждений, заборов».

Схема размещения рекламных конструкций появилась в 2015 году. Она всё упорядочивает, по ней видно, где что может стоять. На объектах недвижимости, находящихся в частной собственности, реклама размещается без включения в схему. Если ситуация того требует, предпринимателям выдаются предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. За 10 лет количество таких предписаний уменьшилось, потому что самовольной наружной рекламы стало меньше. Равно как и незаконных крупноформатных рекламных конструкций – их практически нет, а вот количество согласованных вывесок неуклонно растёт.

Билборд – рекламный щит размером 6 м на 3 м для размещения наружной рекламы, устанавливаемый вдоль трасс, улиц и в других многолюдных местах. Всего в городе смонтирован 71 билборд.
Ситиборд – рекламная конструкция формата 3,7 на 2,7 метра с внутренней подсветкой. Его место там, где не разместить билборд – рядом с жилыми домами, практически прилегающими к дороге, на узких улицах или в пешеходных зонах, возле остановок общественного транспорта. Их немного – 10.
Ситилайт – освещённый рекламный щит размером 1,2 на 1,2 метра, устанавливаемый вдоль тротуаров и дорог в местах большого скопления людей. Таких установлено 47.

Особняком стоит социальная реклама, привлекающая внимание людей к общественным проблемам (экологии, алкоголизму, курению и т.д.); направленная на достижение общественно полезных целей; задевающая людей за живое. Распространитель рекламы обязан в течение года размещать её на 5% рекламных площадей – в соответствии с федеральным законом и договором на размещение рекламы. Социальная реклама может быть сезонной – о безопасности на воде, например, или об опасности пожаров. В ближайшее время появится баннер, ориентирующий горожан на раздельный сбор мусора.

Дизайн-код

Ещё один инструмент по упорядочению дел в этой сфере. Он предусматривает строгую регламентацию вывесок, размещённых в туристической зоне города: на центральных улицах – Ленина и Вокзальной, а также на тех, что между ними – Мира, Карла Маркса, Приморский бульвар. В частности, ограничено число используемых цветов; все буквы на вывесках должны быть белыми; если сам объект светлый, возможны варианты – тоже регламентируемые.

«Это не однообразность, а упорядоченность, – поясняет Алиса Федорисовна. – Она нужна, чтобы устранить визуальный шум – перегруженность пространства пёстрыми разноформатными вывесками. Их хаотичное размещение разрушает облик города, ухудшает восприятие информации. Люди должны наслаждаться красотами городских пространств, а не отвлекаться на вывески».

Дизайн-код утверждён в декабре 2023 года, но требования к наружной рекламе, вывескам и НТО существовали и до этого. Дизайн-код – большой красивый документ, оформленный в виде альбома, наглядный и удобный в работе. Его электронный вариант размещён на сайте.

после
до


Предприниматели, работающие на центральных улицах, относятся к дизайн-коду по-разному. Понятно – они в группе риска, для них есть вероятность что-нибудь сделать не так. Представители бизнеса, изготавливающие вывески, знают, что к их изделиям существуют строгие требования и предупреждают об этом заказчиков. Мы, мол, можем сделать вам какую угодно вывеску, но потом вам всё равно придётся её переделывать. Алиса Федорисовна выразила надежду, что предприниматели будут заботиться об облике и имидже города и строго придерживаться положений дизайн-кода.

За соблюдением требований по части вывесок следит отдел по муниципальному контролю. Санкции – привлечение к административной ответственности. Что касается наружной рекламы, то административная ответственность вообще предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Плюс принудительный демонтаж рекламной конструкции за неисполнение предписания – за счёт муниципального бюджета, но с последующим взысканием с предпринимателя средств за произведённый демонтаж.

Нестационарные торговые объекты

За пару-тройку последних лет НТО изменились гораздо заметнее, чем наружная реклама и вывески.

Напомним, что нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция без прочной связи с земельным участком. В городе их 29 – без учёта размещённых на микрорынках; из них 9 установлено по новым договорам, а остальные приводятся в соответствие с дизайн-кодом.

НТО, как и рекламные конструкции, устанавливаются в соответствии со схемой размещения (кроме частной территории), учитывающей и исторические аспекты. В ней прописаны специализация НТО, требования к внешнему виду в соответствии с дизайн-кодом – это касается и НТО, установленных до утверждения дизайн-кода.

****

В подавляющем большинстве случаев работа ведётся с представителями бизнеса и собственниками объектов (владельцами торговых центров). Это не только местные предприниматели, но и крупные торговые сети – перед законом все равны.

Всем этим успешно занимается отдел, в котором трудятся всего два сотрудника…

Николай ГАЛАНОВ
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: