Сегодня мы вспоминаем Ольгу Александровну Ладанову – прекрасного человека, талантливого педагога, уважаемого и любимого многими учителя физики, наставника. Она оставила яркий след в школьной жизни нашего города. Полученное ею звание «Заслуженный учитель России» – не формальность, не дань за выслугу лет, а заслужено ею честным многолетним трудом во имя Ученика. И во имя физики…

За плечами Ольги Александровны осталось 42 года напряжённой и продуктивной педагогической деятельности. Она вышла на работу в школу №2 после рождения дочери в ноябре 1967 года – со второй четверти учебного года. Решение уйти на заслуженный отдых было принято ею в 2009 году и далось ей очень непросто. Она искренне переживала за родную школу №10, интересовалась школьными новостями, гордилась достижениям учителей и учеников, грустила, что работать с полной самоотдачей уже не может, радовалась каждой встрече с коллегами и выпускниками.

В семье Шипковых Ольга была самой младшей из пятерых детей. Все из семейного квинтета выросли инициативными людьми и трудоголиками – сказался строгий и действенный подход отца к их воспитанию. Достаточно сказать, что когда дети приезжали на каникулы, он не просто смотрел, а проверял их вузовские зачётные книжки.

В этом мире случайностей нет

На первый взгляд, может показаться, что выбор Ольгой Александровной профессии педагога случаен, но её дочь в это не верит. Ветераны помнят, что ещё Капитолина Ивановна Сахарова говорила об Ольге-школьнице, что та – прирождённый педагог. А день рождения 5 октября в День учителя – это ли не знак судьбы?.. Другое дело, что она могла стать не физиком, а химиком, потому что с подругой ездила поступать в Московский институт тонкой химической технологии. Не поступив, по совету сестры Евгении пошла учиться в Удмуртский педагогический институт.

То, что учителями не рождаются, а становятся, – никем не опровергаемая истина. Внимание и уважение учеников приходят с опытом через тернистый путь проб и ошибок. Ольга Александровна никогда не произносила высокопарных слов о том, что преподавание – смысл её жизни, но это было именно так. Хорошо знавший её учитель русского языка и литературы Александр Иванович Парамонов уверен, что в школе она реализовала себя на 150 процентов: по отношению к детям она была талантливым педагогом, а среди коллег по праву слыла сильным методистом. Её всегда привлекала живая работа с детьми. Она брала самые сложные классы, от которых отказывались другие педагоги, и выводила их на верный путь. Разными способами она умела вдохновить детей на учёбу. В политехникуме, где Ольга Александровна работала после школы №2, ей было скучно. «Как это так – провела уроки и пошла домой?» – недоумевала она. Для неё это было уму непостижимо. Не раз отказывалась от директорства, которое ей предлагали, потому что это административная, а не педагогическая должность.

Какой её помнят

В школе №10 в день последнего звонка выпускники по традиции сами выбирали, кто проведёт для них последние школьные уроки. И год за годом отдавали предпочтение уроку Ольги Александровны. Постоянно стремясь к совершенствованию преподавания своего предмета, она на последнем уроке обязательно проводила среди учеников анкетирование, чтобы узнать, как они оценивают полученные знания по физике, что, по их мнению, они недополучили, а что получили в полной мере. Эти опросные листки сохранились до сих пор.

Многие из бывших её учеников – уже взрослые люди – прямо говорят, что Ольга Александровна повлияла на выбор их будущей профессии. Повлияла своим педагогическим мастерством, доброжелательным и уважительным отношением. Да даже тем, что она, ко всему прочему, была ещё и очень интересным и эрудированным человеком, с которой можно было поговорить на любую тему. Отмечают и ещё одно её важное качество – неравнодушие.

В преподавании она выходила за привычные педагогические рамки. Не была консерватором или, тем паче, ортодоксом. Использовала на уроках стихи, музыку, репродукции картин; приносила на уроки шикарный фотоальбом Вильгельма Михайловского «Избранные фотографии», чтобы проиллюстрировать то или иное физическое явление.

Она предпочитала разговаривать с учениками на равных. Ей был чужд высокомерный, менторский тон общения, чем грешат иные педагоги, привыкшие самоутверждаться за счёт детей. Она никогда не повышала голос, только, если требовалось, меняла тональность и подпускала чуть-чуть язвительности.

Ей важно было пробудить у учеников искренний интерес к предмету, сформировать мотивацию к получению знаний, достичь результата. И это ей удавалось. Считается, что больше всего времени на проверку тетрадей тратят словесники – на сочинения, изложения и т.д. Учитель физики Ладанова им в этом не уступала, регулярно контролируя знания учеников с помощью письменных экспресс-опросов.

Ольга Александровна Ладанова (в центре) с будущими выпускниками, февраль 1989 года

Выпускница Елизавета Колесникова улыбается, говоря, что до сих пор помнит три закона Ньютона. А Дарью Бурнышеву при зачислении в вуз ректор даже спросил, у кого она так досконально изучила физику. И таких примеров множество. Те же, кто имели у Ладановой честную тройку по физике и уходили из школы в техникум или профтехучилище, часто становились там отличниками.

Если урок физики стоял в расписании первым, то он начинался с того, что дети во главе с Ольгой Александровной делали себе массаж биологически активных точек, чтобы окончательно проснуться, взбодриться и быть готовыми к занятиям.

Для разрядки и в качестве передышки она иногда читала на уроке забавные фрагменты из школьных сочинений. Такой, например: «В карете ехала Анна Каренина с приподнятым задом…»; или: «У Дубровского были отношения с Машей через дупло…». Вспоминала она и вольный ученический пересказ эпизода из романа Шолохова «Поднятая целина»: «Подлый цыган надул лошадь в прямом, а Щукаря в переносном смысле»…

Став завучем школы №2 (дело было в 1974 году), она стала более строгой и требовательной. Мы, ученики 10в класса, обратили на это внимание и прямо ей об этом сказали, над чем она по-доброму посмеялась. Девчонки рассказывали, что для участия в ноябрьской демонстрации нужно было прийти в белых фартуках. Да кто их увидит под куртками и пальто? Тем не менее, Ольга Александровна встречала девочек на крыльце школы, проверяла, во что они были одеты и, если что, не колеблясь, отправляла домой переодеваться.

О семье и коллегах

Педагогом был её муж Юрий Алексеевич, по этой же дорожке пошла и дочь Наталья. Одно время все работали в одной школе. Для Ольги Александровны работа всегда была на первом месте, ей была подчинена семейная жизнь – не наоборот. Она была главой семьи – и командиром, и начальником штаба. Однажды вечером супруг заглядывает в её комнату и тихонько спрашивает: «А ужинать сегодня будем?». Услышав в ответ строгое и непреклонное: «Я пишу программу развития школы!», ретируется.

Она не делала поблажек дочери, которая училась у неё – за этим первое время придирчиво следили одноклассники. Напротив, Ольга Александровна предъявляла повышенные требования к её знаниям. Часто учительским детям в школе очень некомфортно из-за перфекционизма родителей: «Какое право я имею учить других детей, когда своих не могу научить?!». Когда маленькую дочку было не с кем оставить, та сидела на её уроках; жила в педагогической среде – и в школе, и дома. Играла не в больницу или магазин, а в школу, где всегда «вела» русский язык. Что ж удивляться, что она тоже стала педагогом?

Друзья и коллеги с теплотой вспоминают, как умела Ладанова дружить, что была душой любой компании. Именно к ней обращались за помощью по самым разным вопросам – и профессиональным, и личным. В коллективе она была безусловным лидером. С ней советовались, к её мнению прислушивались. Её уважали и любили многие поколения учеников, ценили их родители.

Ольга Александровна очень интересно и доступно объясняла детям физическую сущность природных явлений, которые тем доводилось наблюдать по дороге в школу или домой: иней на проводах, радуга после дождя, световые столбы в сильный мороз. Квинтэссенцией жизненного пути Ольги Александровны Ладановой по праву можно считать слова, произнесённые одним из её учеников: «Для неё физика была самой жизнью, а жизнь – физикой».

Николай ГАЛАНОВ
Фото из семейного архива Н.Ю. Букиной

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: