Вниз по Каме до посёлка Волковского на плоту

В пятничном номере газеты «Огни Камы» опубликована четырнадцатая история нашей постоянной рубрики, посвященной 65-летию города Чайковский. Её автор Валентина Санникова

«Посёлки Волковский и Новый Воткинского района Удмуртии являются спутниками и ровесниками города Чайковского, связаны с ним многими родственными узами.

Посёлок Волковский возник на месте кордона лесника Волкова, который охранял здесь прикамские леса. На высокие песчаные холмы в километре от правого берега реки Камы стали переселяться жители деревень и посёлков с низкого левого берега Камы. В 1957 году в них прошли сходы, на которых власти объявили, что их поселения будут затоплены водами водохранилища строящейся Воткинской ГЭС и им надо подыскивать новое место жительства.

Под затопление попал и посёлок Камского лесоучастка, расположенный на пологом левом берегу Камы напротив села Галёво. В этом посёлке жили мои дед и бабушка Василий Андреевич и Евдокия Арсентьевна Санниковы и их взрослые уже дети Владимир и Людмила. В 1959 году дед с помощью детей разобрал избу на брёвна, сделал из них плот, и семья сплавилась на этом плоту вниз по Каме до посёлка Волковский. Здесь они вновь собрали дом на улице Береговой, увеличив его размеры за счёт леса, который полагался переселенцам. На строительство ушло больше года, так как дети поступили на работу в «Воткинскгэсстрой». В новый дом заселились лишь в середине 1960 года. Он стал родовым гнездом для семьи Санниковых. Мы с бабушкой перебрались в него, когда мне исполнилось 1,5 года. В нём прошли мои счастливейшие дошкольные годы. Когда я бываю на Волковском, то думаю о своих героических родственниках-созидателях, которые стойко преодолевали любые трудности: отсутствие жилья, тяжёлый физический труд, обустройство жизни на новом месте.

В посёлок Новый я переехала в 1966 году в возрасте 7 лет. Сейчас это роскошный посёлок городского типа с микрорайонами многоэтажной и коттеджной застройки. А в 1955-56 годах он возник как временное поселение для строителей Воткинской ГЭС и состоял из полутора десятков шлакоблочных одноэтажных бараков, которые перемежались деревянными «сарайками» для хранения дров, так как отопление бараков было печным, а воду носили из колонок. К тому моменту, как я оказалась в посёлке, ему было уже 10 лет. Деревянные бараки потемнели от непогоды. Кое-где их доски сгнили, и из-под них сыпался чёрный шлак. Но в посёлке было всё необходимое для жизни: амбулатория, магазин, малокомплектная школа, клуб. Бараки населяли молодые семьи гидростроителей.  У каждой семьи было по 2 смежных комнаты: одна с печкой – кухня, другая – спальня. В семьях было много разновозрастных детей, которые зимой по вечерам высыпали в общий длинный коридор и дружно играли в многочисленные игры. Летом же для ребятишек было раздолье на улицах, со всех сторон окружённых светлыми сосновыми грибными и ягодными лесами. Родители целыми днями находились на работе, и дети резвились на свободе. Леса не боялись, ходили по костоватовской дороге на вырубки за малиной, за земляникой и черникой, за грибами; изредка – в походы на берег и на рыбалку. Как мы гордились своими родителями, создавшими такое грандиозное сооружение, как Воткинская ГЭС, когда ходили на первомайскую демонстрацию в город пешком через плотину!

 В 1968 году нашей большой семье дали четырёхкомнатную квартиру в 5-этажном доме на улице Вокзальная, 13, в молодом городе Чайковский. Постепенно в город переселились и все соседи по бараку. Посёлок гидростроителей Новый пришёл в упадок и запустение, и лишь спустя десятилетия возродился вновь.

Вот такие чудесные воспоминания возникают у меня всякий раз, когда я, проехав по нашей великолепной плотине мимо красивейшей Воткинской ГЭС и налюбовавшись живописными видами Воткинского «моря», оказываюсь на правом берегу красавицы Камы, на своей малой родине, где по-прежнему живут мои родственники».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: