Чайковский театр драмы и комедии приступил к постановке пьесы «Дни Турбиных» в авторской инсценировке Михаилом Булгаковым своего романа «Белая гвардия». Современные критики считают пьесу вершиной театрального успеха создателя романа «Мастер и Маргарита», повестей «Дьяволиада» и «Собачье сердце», «Записок на манжетах» и других произведений. А на чайковской сцене этот спектакль станет «визитной карточкой» режиссёра Александра Николаевича БОРИСОВА, нового художественного руководителя театра.
Содержание «Дней Турбиных» зрителям среднего и старшего поколения хорошо известно. Хотя бы по одноимённому советскому художественному фильму в режиссуре Владимира Басова (1976). В оригинале события происходят в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве. В результате кровавого государственного переворота рушится режим Павла Скоропадского – гетмана «всея Украины от Берлина до Харбина». Так называемую Директорию Украинской народной республики возглавляет ярый националист Симон Петлюра. Он же провозглашает себя и Главным атаманом войска и флота УНР. Не без помощи Польши. С тяжёлыми боями Петлюру из Киева изгоняют большевики.
Постоянная кровавая смена власти расшатывает и ломает последние основы старой жизни Российской Империи. Она провоцирует личную трагедию семьи полковника-артиллериста Алексея Васильевича Турбина, честного офицера царской армии. Как, впрочем, тысяч и тысяч таких, как он.
До боли знакомая картина, не правда ли?
«Квартетом имени гетмана Скоропадского» можно назвать четырёх нянек-президентов Украины: Леонида Кравчука, Леонида Кучму, Виктора Ющенко и Виктора Януковича, выкормивших бандеровцев Галичины и Волыни! А дальше, по ходу пьесы появится и Петлюра – эдакий украинский огнедышащий и кровожадный Змей-Горыныч о трёх головах! Судите сами.
Сначала, в результате государственного переворота в феврале 2014 года власть захватила «перша державна» голова – член оголтелого «Народного фронта» Александр Турчинов. Причём, глодая печеньки помощницы главы Госдепа США Виктории Нуланд и смачно хлюпая по кровавым рекам «евромайдана», взошёл он по костям неугодных. Другая «голова», сменивший его «шоколадный король» Пётр Порошенко, вообще лихо заплясал польку-бабочку с «Правым сектором» – экстремистской организацией, запрещённой в Российской Федерации. А третья, до блевоты нахлебавшись крови и отдавшись внешнему управлению, отрыгнула воинствующим национализмом и деградацией политического режима Владимира Зеленского. Как следствие – заживо сожжённые люди в Доме профсоюзов Одессы, хаос, «тарифный» геноцид жителей Донецкой и Луганской Народных Республик. И десятки тысяч погибших, миллионы «турбиных», «тальбергов» и «лариосиков» со сломанными судьбами…
Булгаковский Киев времён Гражданской войны конца 1918 – начала 1919 годов и нынешняя столица Незалежной… Однако была ли возможность у громадян Незалежной последних двух-трёх поколений поразмышлять над такой параллелью? Нет, конечно, это категорически запрещалось. Безапелляционный вердикт М. А. Булгакову вынесла даже украинская Википедия, известная своим тенденциозным отношением к истории в целом. Булгаков (цитирую) «имел украинофобские взгляды и был противником независимости Украины и украинского национального движения». Отсюда – изъятие из украинских библиотек книг с произведениями Булгакова и исключение из школьных и вузовских учебных программ знакомства с творчеством русского советского писателя. Ненароком вспомнишь меткий афоризм крупнейшего русского историка Василия Ключевского: «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».
Только дело не в параллели между смердящими национализмом «котлами» двух столиц Незалежной со столетним временным промежутком! Театр приступил к работе над постановкой пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» задолго раньше, чем 24 февраля началась специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. По мнению режиссёра-постановщика А. Н. Борисова, если зритель, пережив «Дни Турбиных», лишь вспомнит расхожий афоризм, мол, «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса», значит, спектакль не получился. Главная в разворачивающихся в спектакле событиях – тема любви и дружбы. Герои второго плана появляются в самые тяжёлые моменты жизни семьи Турбиных, подставляют верное плечо и становятся надёжной опорой.
Поэтому театр готовит премьеру спектакля «Дни Турбиных» не только для открытия нового 92-го театрального сезона в начале октября. Планов – громадьё! Есть задумка (и обоснованная!) совершить гастрольное турне в столицы молодых Донецкой и Луганской народных республик, показать «Дни Турбиных» и тем самым выразить братскому многострадальному народу-герою своё искреннее уважение и восхищение. Наше дело – правое, победа будет за нами!
В подтверждение этого жизнеутверждающего лозунга времён Великой Отечественной войны приведу фрагмент беседы Александра Захарченко, первого главы Донецкой народной республики с Захаром Прилепиным на телеканале «Царьград»:
– В гражданской войне победит тот, кто будет руководствоваться нравственными принципами, – сказал Александр Захарченко. И предостерёг.– Ни в коем случае нельзя потерять идеологию России. На Донбассе чувствуется поддержка русской культуры. В ней – любовь к своей Родине, любовь к своему родному краю. Это – любовь каждого из нас к своему Краматорску и Часову Яру, любовь к России. Мы снова вместе, мы – один народ. И вот это есть то самое, за что мы воюем – мы воюем за любовь. Если там, на Украине, кто-то воюет за границу, кто-то воюет за власть, воюет из-за денег, за газ, за нефть, просто так воюет потому, что кто сильней, тот и прав, то у нас – не та война. Мы воюем за любовь.
В мае следующего, 2023 года со спектаклем «Дни Турбиных» в режиссуре А. Борисова театру будет вполне по творческим силам принять участие в Фестивале имени М. А. Булгакова «Рукописи не горят», ежегодно проводимого московским Музеем-театром «Булгаковский Дом».
Вадим БЕДЕРМАН