Когда семья Старцевых 27 лет назад перебралась на постоянное место жительства из Кудымкара в Чайковский район, никто не мог знать, чем обернётся для них этот переезд. Да что там – страна толком не понимала, по какому пути идёт! В конце концов, Старцевых, которые всю жизнь добросовестно трудились на земле, дорога закономерно привела в фермерство. Нельзя сказать, что путь этот был усеян розами…

На сегодняшний день возглавляет крестьянское (фермерское) хозяйство Старцев-младший – 22-летний Роман Анатольевич. Вместе с ним трудятся его родители – Анатолий Афанасьевич и Людмила Васильевна. Занимаются они молочным животноводством.

На их попечении – ферма и стадо коров голштинской породы, которая скоро станет в России, как и во всём мире, самой распространённой породой молочного скота. В ответ на вопрос, сколько в хозяйстве коров, Роман ответил: «Не знаю! Кто ж их считает…»

Пошутил, конечно – ещё как считают! Молочное стадо в хозяйстве – 53 головы. С тёлками, телятами и бычками – чуть больше 80 голов. Молочные коровы пасутся на пастбище, молодняк стоит в стойле.

Ферма

На ней царит образцовый порядок, внутри на удивление сухо и чисто. На это обращают внимание все, кто сюда попадает. По мнению начальника отдела сельского хозяйства Алексея Коновалова, эту ферму без всякой натяжки можно назвать образцово-показательной:

«Хозяйство Старцевых не стыдно показать любому гостю. Первые несколько лет они держали скот у себя на домашнем подворье – у них и там царил идеальный порядок».

В молочном блоке фермы установлен двухсекционный танк-охладитель молока ёмкостью 2,6 тонны. Летом задействуются обе секции, зимой, когда надои меньше, – одна. Для доения используются 6 доильных аппаратов – по 3 на доярку. Хозяйка время от времени подменяет доярок, которым тоже нужны выходные дни. Имеется система видеонаблюдения. Есть и музыкальный центр – у Старцевых, оказывается, коров доят под музыку. Устроена бытовка, где ночью располагаются дежурные.

Но, без сомнения, самое интересное – это постояльцы фермы. Среди них – две очаровательные полуторамесячные тёлочки, тёлки постарше, два бычка – Мартын и Маркиз. Одна рыжая корова, в отличие от других, лежала, а не стояла, да ещё время от времени протяжно мычала. Она стельная, так что скоро в хозяйстве Старцевых ожидается прирост поголовья.

В глаза бросилось, что две коровы, в отличие от остальных, худые и грязные. Оказалось, что они появились на ферме всего пару дней назад – их привезли из Осинского района, из богом забытой деревушки на правом берегу Камы. Хозяин напутствовал своих животинок словами: «Поезжайте! Там вам будет лучше…». Анатолий Афанасьевич заверил, что через месяц коровы-новосёлы поправятся, придут в норму и не будет ничем отличаться от старожилок.

У коров на ферме определённых мест нет, возвращаясь с пастбища, они могут занимать любое стойло, но вот линию свою (левую или правую) никогда не путают. Как полагается, из правила есть исключение, даже два. Пять привезённых из Башкирии коров (Старцевы почему-то называют их европейками) облюбовали себе определённые места и встают только туда, изгоняя товарок, покусившихся на их стойла. Если одну корову из этой пятёрки кто-то обижает, четверо других тут же встают на её защиту. Прямо башкирская диаспора! Ещё одна поборница определённого места в строю – корова Марта – облюбовала стойло с краю.

На воле

Рядом с фермой – огороженное электроизгородью пастбище площадью 12 гектаров. Это, прямо говоря, маловато, потому что на одну корову нужно минимум полтора гектара пастбища. Да и травы было уже мало (дело шло к концу октября), поэтому для коров прямо в поле разбрасывали сено из рулонов.

На пастбище царствовал бык-трёхлеток Гаврюша весом примерно в тонну. Как мы его ни подзывали, чтобы познакомиться поближе, он так и не подошёл. Несмотря на грозный вид, он достаточно миролюбив, а доярок просто боится, потому что ему от них, если что, достаётся вицей.

Когда Анатолий Афанасьевич ещё трудился комбайнёром, ему доводилось работать на том самом поле, которое сейчас в их хозяйстве стало пастбищем.

«У нас с полями проблема, – сокрушается он. – Если у Килиных в Дедушкино земель предостаточно, то у нас практически все земли вокруг принадлежат птицефабрике».

Земли в хозяйстве (пашни и трав) около 300 гектаров. Урожайность зерновых культур такая хорошая, что в отделе сельского хозяйства не верят их показателям. Иногда выручает птицефабрика: если птицеводы сами не успевают убрать кормовые травы, по договору отдают убирать их Старцевым. Кроме того, фермеры арендуют у птицефабрики помещение площадью 1400 квадратных метров под хранение зерна – своё хранилище пока не построили. Собираются сделать это уже года четыре, но из-за проблем с финансами и землёй под строительство вопрос всё время откладывается.

В плане заготовки кормов нынешний год выдался очень удачным – это отмечают все, причастные к сельскому хозяйству. Вот и у Старцевых кормов заготовлено на 2 года вперёд – одного только сена 1300 рулонов (на зиму хватит того, что под плёнкой – 600 рулонов). Плюс сенаж и фуражное зерно, которых тоже заготовлено достаточно.

Почему?

На вопрос, как они решили приобщиться к нелёгкому фермерскому труду, глава семейства, не задумываясь, ответил:

«Мы деревенские, дома раньше скотину держали, всю жизнь робили, так что труда не боимся».

И добавил, что с детства по пятам за отцом в колхозе ходил. Людмила Васильевна на ферме дояркой работала.

Из Коми-округа они перебрались сюда в 1995 году, когда сельское хозяйство там начало разваливаться. Здесь тоже был не сахар, но всё же дела шли получше. На Чайковский выбор пал потому, что здесь старший из четверых братьев Старцевых – Афанасий – работал главным инженером совхоза «Звезда». Он и позвал сюда самого младшего. В совхоз и устроились работать: Анатолий – комбайнёром, Людмила – продавцом в магазине.

Василий Фёдорович Черепанов – в бытность свою директором этого совхоза – хорошо знал Анатолия Афанасьевича и дал ему краткую, но исчерпывающую характеристику:

«Он всегда был добросовестным, исполнительным, дисциплинированным и инициативным работником. Главное – непьющим, ведь алкоголь со времён Салтыкова-Щедрина – и даже намного раньше – был главной русской бедой…».

Точка отсчёта

Официально фермерами Старцевы стали в 2014 году. В отличие от Наполеона, прежде чем ввязываться в бой, они побывали у Александра Ивановича Ташкинова, который стал одним из первых фермеров в Чайковском районе, и досконально разузнали у него, что, где и почему.

Начинали практически с ноля – в личном подсобном хозяйстве у них тогда было 2 коровы и 2 тёлки. Людмила Васильевна (она первой возглавила КФХ) получила грант в 1,5 миллиона рублей. На эти деньги купили трактор «Беларус», механические грабли, привезли 6 коров из Кудымкара. С этого момента всё и закрутилось.

В 2015 году такой же грант получил уже Анатолий Афанасьевич. На эти деньги купили ещё один трактор, косилку, пополнили поголовье коров. Просто это выглядит только на словах, потому что к тому времени всё подорожало. Если размер гранта остался прежним, то цена на трактор подскочила до 1 млн. 250 тысяч рублей. Людмила Васильевна годом раньше приобрела точно такой в полтора раза дешевле.

Коров поначалу держали на домашнем подворье, а когда их число достигло сорока, решили построить ферму. Возводить её начали в 2017 году и управились за год.

Всё делали своими руками и за свои деньги – без субсидий и грантов. Хозяйка молоко и молочные продукты в город возила, продавала. На вырученные деньги покупали материалы, крепёж. Взяли ссуду в 700 тысяч рублей, за которую до сих пор расплачиваются. В итоге ферма обошлась в 3 миллиона. Столько же государство (со второго раза) выделило Роману, как главе КФХ, в виде гранта на оборудование: молокопровод, охладитель молока, стойловое оборудование на 100 голов, систему навозоудаления.

«Себестоимость» фермерского хлеба

Младший сын Роман активно включился в семейные фермерские дела в 2018 году, едва ему исполнилось 18 лет. Ощущения от четырёх лет своего фермерства охарактеризовал коротко:

«Труд тяжёлый, сутками работаем…».

А Старцев-старший поделился подробностями:

«Три года я каждый день встаю в 6 утра и ложусь в одиннадцать–полдвенадцатого вечера. И так без выходных и праздников. Прихожу утром на ферму, доильную установку включаю, после дойки всё мою, навоз пропускаю, коров кормлю. Вечером то же самое. Иногда и ночами приходится дежурить, когда работать некому. Поля пашем, сеем и убираем тоже сами».

Кроме самих Старцевых, на ферме трудятся 2 доярки, скотники (народ не постоянный, поскольку мужики подвержены приступам исконно русской болезни).

Заглядывая в будущее

За 8 лет Старцевы получили от государства в виде грантов 9 миллионов рублей: Анатолий Афанасьевич и Людмила Васильевна – по 1,5 миллиона, сыновья Евгений и Роман – по 3 миллиона. Что дальше?

Хотели было увеличить дойное стадо, да пока не получается. Чтобы производить больше молока, нужны настоящие коровы, которые уже доятся, а не телята, которые сейчас стоят.

У наших героев дома и небольшой участок переработки есть. Производили творог, сметану, масло сливочное и топлёное, сыр (в том числе и «косичку», даже коптили немного). Людмила Васильевна с 2014 года всё это возила в город. Разбирали быстро, ведь домашнее – не чета заводскому, сделано с душой. Остановилось домашнее производство в апреле нынешнего года, когда производство молока увеличилось, а работать по-прежнему было некому. Молоко ведь нужно перевезти с фермы домой, переработать, готовую продукцию разлить, разложить, упаковать.

А люди теперь сами к ним за молоком приезжают. Человек по десять за вечер. С канистрами – бывает, по 30–40 литров берут. В четверг «Газель» в Фоки товар завозит, а на обратном пути к Старцевым на ферму за свежайшим молочком заворачивает.

Молоковоз же приезжает за молоком на ферму через день. Суточный надой от коровы – летом 10 и больше литров, зимой – 5–7. Этого мало – от 50 голов нужно тонну молока в сутки получать, пока же летом суточные надои – 700–800 литров. Понятно, что всё зависит от кормления.

«Нужно бы прицепной миксер-раздатчик кормов купить, – рассуждает Роман. – В нём сено для коров измельчается и смешивается с фуражом. За счёт одного только измельчения можно повысить надои. Но стоит этот миксер миллион!».

В разговор включается Анатолий Афанасьевич:

«Двадцать первый век на дворе – нигде руками уже ничего не делается, а мы тут в каменном веке застряли – всё вилами размахиваем! Нет, вторую ферму нам не надо – хватает и этой. Работать некому!».

До Старцевых мы побывали ещё в двух хозяйствах, и везде говорили об одной и той же проблеме – никто не хочет работать! Одни добросовестно трудиться уже отвыкли, другие так и не привыкли, а третьих попросту не приучили. Не забывайте о «приправе» в виде махрового пьянства и безответственности.

Анатолий Афанасьевич добавляет:

«Даже если есть кому работать, за некоторыми горе-работниками всё переделывать приходится. Объяснишь, как нужно сделать, так нет – обязательно сделают всё наоборот. Иногда лучше вообще ничего не говорить…».

Не точка, а многоточие

С одной стороны, стало вроде лучше: государство гранты выдаёт, всё необходимое, кроме ангара-зернохранилища и смесителя-кормораздатчика, в хозяйстве есть, но… Ну, как же на Руси без обязательного «но»! Весной опять подорожали ГСМ и запчасти, а осенью цена на зерно (Старцевы сдавали его на птицефабрику) упала чуть ли не вдвое. На молоко же цена не повысилась. Расходы выросли, доходы – нет. Как говорится, приплыли.

С языка невольно сорвался вопрос:

«Признайтесь, не жалеете, что ввязались в это дело?».

А в ответ дружное:

«Бывает, конечно. А куда деваться? Не хочешь, да работаешь…».

Тем не менее, настроение у Старцевых, несмотря ни на что, отличное. Можно даже сказать, боевое. Это их слова. Может быть, в какой-то мере этому поспособствовало и то, что в окружном конкурсе работников агропромышленного конкурса «Лучший по профессии» Роман, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, стал победителем…

Испокон веку тяжёлый крестьянский труд держался на полной самоотдаче тружеников полей и ферм, их упорстве, умении работать на перспективу и добиваться результата, способности держать удары судьбы и погоды, с высоко поднятой головой двигаться дальше. Всё это – и о наших новых знакомых, которые отлично делают своё дело, оставаясь открытыми, доброжелательными, позитивными и скромными людьми. После знакомства с ними снова начинаешь верить в людей и в то, что и у нас всё может быть хорошо. Побольше бы нам таких земляков!

Николай ГАЛАНОВ

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: