В наше время, когда многие семьи ограничиваются одним ребёнком, а двое детей считаются уже, без преувеличения, подвигом, у заведующей учебной частью школы в селе Большой Букор Надежды Соломенниковой их четверо. Нам интересно было узнать, как они с мужем на это решились, и каково это – управляться с целым детским квартетом. Узнали мы от неё ещё и о предначертанности судьбы и убедились, что память о маме для неё самой до сих пор, как свет в ночи…
Надежда Федосеевна считает, что, если Бог что-то дал, значит, так и должно быть. С гордостью говорит, что ей Бог дал возможность четыре раза испытать счастье материнства. «Я рождена мамой в сорок лет, – рассказала она, – а когда в свои сорок узнала, что ещё раз стану мамой, то начала волноваться из-за некоторых проблем со здоровьем. Врачи меня успокоили, да и предпринимать что-либо вопреки Божьей воле я не хотела. Помнила, как говорили в старину: «Бог дал детей – даст и на детей!».
Истоки
Родилась в простой трудолюбивой крестьянской семье в Большом Букоре. Росла последышем – пятым ребёнком. Сейчас все пятеро – две сестры и трое братьев – дружно живут в родном селе.
Мама – Евгения Яковлевна – тоже была выходцем из многодетной семьи. Много лет проработала в колхозе «1 Мая». В селе её очень уважали.
Отец, Федосей Федосеевич Кокорин, был из староверов – очень строгим и требовательным человеком. Трудился трактористом и шофёром. Уважал труд и приучал к нему детей. Сначала заставлял, а с годами, став сознательнее и ответственнее, подрастающее поколение начало помогать родителям осознанно.
«Мы повторяем судьбу родителей, – уверена Надежда Федосеевна. – Моя мама была очень доброй. Я никогда не слышала, чтобы она о ком-нибудь отозвалась плохо. Она воспитала нас хорошими людьми, насколько это удастся нам – покажет время».
Великолепная четвёрка
Ульяне – старшей в квартете молодого поколения Соломенниковых – в январе исполнится 23 года. Надежда Федосеевна очень благодарна судьбе, что первенцем у неё стала девочка. Говорит, если первая нянька – потом будут ляльки. Девочка с медалью окончила школу. Отучилась 7 лет в музыкальной школе по классу фортепиано (мама, кстати, в своё время училась игре на баяне). Много читает, вышивает, рисует, пазлы складывает. Далеко от родных мест не уехала – поступила в ИжГТУ. Учится в магистратуре и работает в отделе качества Ижевского радиозавода.
Воспитанная девушка, уважает родителей и помогает им. Когда Ульяна уже заканчивала школу, родился Елисей, и она очень к нему прикипела. Наверное, материнский инстинкт начал проявляться. Они очень привязаны друг к другу. Младший ждёт, когда она позвонит, дни считает до её приезда.
Назару 16 лет, в этом году он окончил 9 классов. Неплохо сдал экзамены, получив красный аттестат. Чуть-чуть недотянул до 100 баллов по физике. Продолжает учиться в школе №7, выбрал для себя технический профиль. Разносторонний юноша – трудно сказать, на чём он, в конце концов, остановится. Участвовал в конкурсе чтецов, где читал стихотворение Маяковского о советском паспорте и стал победителем.
По характеру похож на отца – серьёзный, сосредоточенный. Посещал музыкальную школу – учился играть на аккордеоне. Отучился 4 года, но продолжения не последовало. А этим летом вдруг купил себе аккордеон. Видимо, посеянное зерно дало-таки всходы.
Тимофею – 14 лет. Его тянет к скутерам и другой технике. Мама придерживается мнения: пусть ему 16 лет исполнится, и он получит права, чтобы говорить на эту тему. Живут Соломенниковы не в центре села, а на его окраине, где рядом сплошные леса и поля. Это к тому, что Тимофей исхитрился накопить денег и с помощью отца приобрёл мотоцикл Иж-Юпитер-5. Потом коляску к нему прикупил и всё лето в железках ковырялся – разбирался, учился, набивал руку. Собирается поступить в Чайковский техникум, чтобы стать токарем или электриком. Ему есть с кого брать пример: по образованию все братья Надежды Федосеевны – электрики.
Малышу Елисею – 5 лет. Общительный мальчик, с удовольствием ходит в детский сад.
Дети живут очень дружно. Братья всегда с нетерпением ждут старшую сестру. Она отвечает им взаимностью, в каникулы вывозит в Ижевск, развлекает и привлекает. За помощью парни частенько обращаются именно к ней, просят у неё совета, прислушиваются к её мнению. Ульяна у них предводитель.
По словам Надежды Федосеевны, единственное, что они детям не додали – никуда не отправляли их летом. Была у них в душе какая-то тревога из-за череды неприятных событий в стране – посчитали, пусть дети будут поближе к родному дому. Так надёжнее.
Родительский дом
Старый дом, в котором выросла Надежна, сгорел в 1996 году, и был построен новый. Тогда отец, братья и сестра посчитали, что в нём должна жить Надежда, потому что у неё не было своего жилья – она жила с мужем у его родителей. Её супругу Виталию Сергеевичу – агроному по профессии – эта идея очень понравилась. Отцу Надежды, который убедился, что его земля окажется в надёжных руках и продолжит приносить пользу – тоже.
Так жизнь и течёт, семья растёт, дом расширяется. Хозяйство солидное: три коровы, телёнок, поросёнок, курицы. Приусадебный участок 50 соток плюс 24 гектара земель (колхозный пай), которые Соломенниковы сдают в аренду фермерам.
Управляться с хозяйством становится проще, потому что семья постепенно обзаводится техникой. Да и помощники подрастают.
Каково педагогу в многодетной семье
Стать учителем Надежда мечтала со школьной скамьи. Примером для неё стала учитель математики и директор Большебукорской школы Любовь Михайловна Юркова.
Поскольку в семье Надя была младшей, с годами у неё появилось много племянников. Со всеми ей довелось нянчиться, нарабатывать педагогический опыт. Сколько у неё самой будет детей, она не задумывалась, но считала, что двое-то точно должны быть. Подружка ей предрекла: «У тебя будет много детей!». «Учеников?» – уточнила Надежда. «Нет, – последовал ответ, – собственных!».
Учителю очень помогает, когда у него в семье много детей. А вот младшим Соломенниковым, возможно, недостаёт материнского внимания, ведь она постоянно на работе, но даже если дома, всё равно вся в работе – готовится к урокам, проверяет тетради.
Ещё один минус для детей – они учатся в школе, где она работает. Значит, знает, как у них идёт учёба. Опять же, лишний раз не пошалишь. Скоро пойдёт в школу Елисей, и может случиться так, что он окажется в мамином классе, чего очень не хочет. Она его успокаивает: «Давайте доживём сначала. А там посмотрим…».
Секрет семейного воспитания
Отец Надежды был очень строг. Это дало ей повод спросить у мамы: «Ты счастлива с папой?». Та ответила: «Что такое счастье? Счастье для меня – это вы, дети! Я за вас никогда не краснела, в школу меня не вызывали, вы никому и никогда не пакостили…».
«Я всё это прочувствовала, став матерью, – подчеркнула Надежда Федосеевна, – и полностью с этим согласна. По своим ученикам я вижу: если дети уважают и слушаются родителей, то и к остальным взрослым относятся так же. Помощь педагогического образования в процессе семейного воспитания, наверное, есть, но главное – это семейный опыт, который впитан в родительском доме. Пытаемся, конечно, внести новое – как-никак, XXI век на дворе».
Что бы ни говорили о роли школы в воспитании детей, всё равно оно в основном идёт в семье. Повзрослев, человек будет вести себя так, как это было принято в родительском доме.
Провокационный вопрос
Понятно, речь о том, кто из детей самый любимый.
Собеседница улыбнулась:
«Дети сами задают мне этот вопрос! Мама мне по этому поводу как-то сказала: «Рука – это пять пальцев. Любой пальчик уколи – будет больно. Оторви – станет ещё больнее. Так как я могу сказать, какой пальчик я люблю больше? Если кому-то из вас будет больно – будет больно и мне; будет вам хорошо – и мне тоже!». Любишь всех одинаково, только самому маленькому, естественно, уделяешь больше внимания».
Соломенниковы любят вместе отдыхать. Это так здорово, особенно после сенокоса. Вышли в огород – вместе грядки пропалывают. В семье нет разделения на женский и мужской труд. Это относится и к уборке. Маме очень нравится, когда дом пылесосит Назар, потому что делает он это чрезвычайно тщательно. Тимофей в этом плане чуть похалатнее – старается быстрее закончить. Парни помогают отцу, по очереди топят баню, растапливают печь, помогают маме разгружать посудомоечную машину.
Родители уверены, что дети не испугаются никакой работы. Дедушка родной рядом живёт – ему помогают, бабушка-соседка попросит – не отказывают и ей.
Любят играть в настольные игры, шашки, карты. Папа мастак новые игры придумывать или что-то вспомнить из своего детства.
Гаджетами дети, конечно, пользуются, когда есть время, но без фанатизма. Больше смотрят видео, а к играм, в том числе и «стрелялкам», относятся поскольку постольку. Надежда Федосеевна не любит жестокость и никогда не покупала детям игрушечное оружие – разве что летом водяные пистолеты.
«Мама очень любила петь, – вновь окунулась в воспоминания она. – Мы, собираясь с родственниками, не устраиваем шоу, не нанимаем аниматоров и не поём под караоке. Мы просто поём – как в старые добрые времена. Дети нас слушают, и, думаю, со временем они обязательно вольются в нашу песенную компанию».
Финальный монолог
«Я счастливый человек, потому что наше счастье – дети. Семьи, где нет детей – это печальное зрелище. Мне их жалко – насколько же бессмысленна их жизнь! Если бы не Елисей, последним у нас стал бы Тимофей, который учится в восьмом классе и скоро станет совсем взрослым. И что дальше? А тут рядом пятилетний малыш, которого надо ещё поднимать. Это дарит радость, счастье и смысл жизни! Это продление нашей с мужем молодости. Признаюсь, мечтаю увидеть внуков – детей нашего последнего ребёнка…».
Николай ГАЛАНОВ
Фото из семенного архива Соломенниковых