Великий пост – самый строгий и продолжительный в русской православной церкви – соблюдается в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Благочинный храмов Чайковского округа протоиерей Георгий Машлякевич  уже неоднократно рассказывал о канонах и установлениях поста. Однако тот настолько многогранен и полон традиций, идущих из глубины веков, что в нём всегда можно отыскать для себя что-то новое – интересное и чрезвычайно полезное.

«Суть этого сорокавосьмидневного марафона – ещё раз подчеркнул Благочинный, – в серьёзной работе человека над собой, наполненной огромным философским и духовным смыслом. Огромной ошибкой будет считать, что пост – это просто ограничение себя в пище.

Смысл Великого поста в воздержании не только от скоромной пищи, хотя и это очень важно, но и от всякого зла – в мыслях, словах и поступках. Если быть предельно кратким, суть его – простить, покаяться и принять обновление – душевное и телесное. Пост – это не цель, а средство, с помощью которого любой из нас может чего-то достичь.

Проявляя невоздержание, человек впоследствии полной мерой пожинает его плоды – порой очень горькие. Жизнь такова, что больше всего бед и проблем человеку приносит он сам. В первую очередь это касается здоровья. Не случайно, многие служители церкви с успехом совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих) с профессией врача (исцеление тела). Достаточно вспомнить подвижническую деятельность архиепископа Крымского и Симферопольского Луки.

Если человек заболевает, то, чтобы стать здоровым, он идёт к врачу. И ради этого порой соглашается на очень многое, вплоть до операции. Точно так же и в духовной жизни. Господь – врачеватель душ наших, и мы вступаем в пост, совершая подвиг воздержания, чтобы он исцелил наши душевные немощи, оздоровил нас духовно.

Пост начинается с Прощёного воскресенья, смысл которого – понять и простить друг друга. В этот день читают Евангелие, в котором Спаситель обращается ко всему христианскому миру: «Если вы не будете прощать грехи своим ближним, то и Отец небесный не простит вам грехов ваших». И ещё: «Если вы хотите принести дар Богу, то прежде идите и примиритесь с ближними своими, а уж потом несите дары». Пост – это тоже дар Богу: мы приносим ему в жертву своё воздержание, свой труд.

В пост многое меняется в церковном обиходе. В первую неделю в храмах читается Великий покаянный канон, призывающий к покаянию – основе духовной жизни, без которого человек не может приблизиться к Богу и достичь Царства Небесного. Значит, что-то нужно изменить. Все мы хотим перемен, чтобы в нашем Отечестве не было войны, кровопролития, междоусобной брани, чтобы воцарил мир. Но начинать нужно с себя! В своём наставлении «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя» преподобный Серафим Саровский призывал уподобиться Богу в мире, любви и кротости, обрести мир внутри своей души. И тогда так же станет и вокруг.

Меня печалит, что некоторые воспринимают Великий пост как своего рода православную диету. Пост – это воздержание от телесных удовольствий, развлечений; это определённая жертва, которую надо принести ради Христа, ради своих ближних. В ситуации, когда человеку легко даётся отказ от скоромной пищи или развлечений, потому что всё это и в повседневной жизни ему безразлично, нужно посоветоваться со священником, как правильно поступить, чтобы пост действительно стал подвигом отречения от земных благ во имя духовного совершенствования. Всё равно у каждого найдётся что-то такое, отказаться от чего ему трудно даже на малое время. Так, сладкоежки нередко совершают во время поста подвиг отречения от сладкого, а курильщики – от сигарет.

Пост повторяется из года в год, и каким бы глубинным и великим смыслом он ни был наполнен, существует опасность превращения его традиций и ритуалов в рутинную процедуру. Ещё раз обратимся к Прощёному воскресенью. Это замечательная традиция – собираться и просить друг у друга прощения. Но человеку, вступающему в пост, нужно обязательно попросить прощения у того, кого он вольно или невольно обидел на своём жизненном пути! Реально же в этот день мы чаще всего просим прощения у людей, которых не обижали никогда, и тогда это превращается в формальность, которая Богу совершенно не нужна!

Постясь, мы должны чаще бывать в храме, приобщаться к таинству покаяния, причащения и соборования, которые наполняют внутренний мир человека великой духовной силой и Божьей благодатью. Важно, соблюдая пост, идти по нарастающей, с каждым годом подниматься всё выше к Господу нашему – даже начиная с одного только воздержания в пище. Прискорбно, когда человек, многие годы посещая храм, в своей духовности остаётся на одном уровне. Это губительно для человеческой души!».

Пост – это покаяние, а покаяние – это изменение. Из года в год в душе человека, семье, коллективе, стране и на планете в целом происходят серьёзные изменения. На всё и вся раз за разом обрушиваются новые испытания. В связи с этим нынешний Великий пост накладывает на нас особую ответственность. Хотя бы потому, что в Прощёное воскресенье мы сделали судьбоносный выбор, подав в ходе выборов президента свой голос за человека, которому предстоит руководить страной в ближайшие шесть лет.

Для нас, христиан, более 10 веков, прошедших с момента крещения Руси, это путь от Владимира до Владимира – от князя Владимира Святославовича до президента Владимира Путина. На мой взгляд, нашему Отечеству и всем нам это знак свыше, и мы обязаны объединиться вокруг нашего президента и стать его надёжными помощниками. Ему сейчас труднее, чем любому другому жителю России, потому что он возложил на себя бремя великой ответственности быть кормчим и провести корабль нашего Отечества по бушующему мировому океану сквозь бури и рифы.

Чем мы, православные христиане, можем быть особо полезными в этот в Великий пост? Своими искренними молитвами Богу, дабы он преклонил милость нашему Отечеству, в котором происходит кровопролитие и гибнут наши соотечественники. Сегодня наше равнодушие и нежелание соучаствовать в защите Отечества – великий грех. Во все тяжкие времена церковь налагала на своих чад сугубый пост на воинство. Люди постились и молились перед святынями нашего Отечества, чтобы Господь даровал победу над сатанинским злом, которое время от времени, собравшись с силами, стремится сокрушить нас. Исторический факт: только постом и молитвой наши предки в самой непростой ситуации всегда располагали милость Божью к себе и Отечеству.

Дай Бог, чтобы этот пост стал нашим духовным подвигом, чтобы мы посвятили его нашим воинам, нашему Отечеству. Нужно отказать от развлечений и увеселений, чтобы стать сопереживателями и соучастниками событий, от которых зависит судьба Отчизны. Это святое дело!

Каждый должен для себя выбрать время поститься так, как он может, как позволяет физическое здоровье. Заниматься самовоспитанием, добиваться духовного роста, очистить свой внутренний мир от духовных сорняков – грехов и пороков. Мы должны подготовить его к великому святому делу – празднованию Пасхи. Во имя того, чтобы Господь послал нам взаимопонимание и мир!».

Особо отец Георгий подчеркнул, что Великий пост, который в этом году продлится по 4 мая – это благословенная духовная весна. А поскольку весна в природе всегда приносит радость, расцвет и преображение, то и поститься он всем пожелал со светом и радостью в душе…

Николай ГАЛАНОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: