Двадцать третьего апреля исполнилось 65 лет хорошо известному в городе режиссёру, педагогу, актёру и диктору Валерию Коневу. Полвека жизни юбиляр провёл на сцене или рядом с ней. Оптимист по натуре, он предполагает работать на поприще театральной педагогики до тех пор, пока у него будут силы, пока он будет понимать, что приносит пользу. Почему нет, рассуждает он, если сейчас что-то получается лучше, чем раньше…
«Я – парень пермский…»
Так Валерий Анатольевич говорит, подчёркивая, что он родился, учился, женился и работал в Перми. По его словам, ему повезло, потому что он жил в коммунальной квартире в старом двухэтажном доме в Кировском районе. В ту пору во дворах было полно людей, бабушки сидели у подъезда, ключи от квартиры жильцы клали под коврик, а телевизор был большой редкостью. Благодаря этому, люди не просто умели общаться вживую – это было их жизненной потребностью.
Родился в простой семье. Отец – металлург. Маме досталось военное детство и тяжёлая жизнь. Она работала то почтальоном, то ещё кем-то, при этом была идеально сложена и обладала музыкальным слухом. Слыла певуньей и плясуньей, играла на семиструнной гитаре и трёхрядке. Вот вам и творческие гены, к тому же бабушки по материнской линии пели в церковном хоре!
С ребятами во дворе он ставил уличные спектакли, выступал заводилой этого. Как-то по телевизору увидел спектакль «Женитьба» по Гоголю и долго хохотал, настолько его рассмешили фамилии героев: Подколесин, Яичница. Что где-то самодеятельные театралы видели, запоминали, разыгрывали, додумывая сюжеты сами.
Так повторялось каждые летние каникулы. При этом Валера не собирался быть актёром – увлёкся садоводством. За домом была разбита клумба – «актёры» её вскопали, взрыхлили, обложили кирпичом. Деньги, заработанные в ходе представлений, пустили на покупку цветочных семян.
«Я благодарен судьбе, что у меня было такое детство, – признаётся Валерий Анатольевич, – что я учился в советской школе, где нас учили уважать старших, чужой труд, не бросать хлеб, помогать слабым. Сколько вдов тогда жило рядом! Как бодры и крепки ещё были Ветераны Великой Отечественной войны, как гордо донашивали они свои военные кители. Я счастлив, что в моей памяти живы эти воспоминания!».
Театральная школа
Пятьдесят лет назад Валерий впервые вышел на сцену в спектакле школьного театра по повести Льва Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!». Как обладателю низкого голоса ему поручили роль начальника пионерского лагеря.
Первым его педагогом в театральной студии при Доме пионеров стал Сергей Дмитриевич Квицинский. Он рассказывал о пересмотренных им спектаклях Всеволода Мейерхольда, делился живыми воспоминаниями. Он был замечательным актёром, как педагог поставил ему речь. Когда наш герой приезжает в Пермь, проходя мимо дома, где жил учитель, всегда ему кланяется.
Настоящую театральную школу прошёл в театральной студии Дворца культуры имени Дзержинского, руководимой Натальей Николаевной Тихвинской, дай ей Бог здоровья. Учился у больших профессионалов актёрскому мастерству, сценической речи, сценическому движению. Изучал историю изобразительного искусства.
По семейным обстоятельствам не сложилось со Щукинским училищем – поступил в Пермский институт культуры. Судьба оказалась к нему благосклонна, и он оказался на курсе профессора Виктора Афанасьевича Ильева. Учиться у него, действительно мастера, было невероятно интересно и полезно.
Жизнь – это всегда выбор
По окончании института его пригласили остаться преподавателем, но Валерий посчитал, что ему необходима практика. И он – уже женатый – поехал в Кизеловский театр, где отработал сезон или полтора. Людмила Борисовна Журавская, которая позже перевезла театр в Чайковский, отнеслась к нему очень благосклонно и всячески поддерживала.
Очень много ему дали полтора года службы в армии. До сих пор он тепло вспоминает армейских друзей. Верно говорят, что срочная служба проходит быстро, а запоминается на всю жизнь.
Отслужив, вернулся в свой институт и почти 10 лет преподавал на кафедре театральной режиссуры и актёрского мастерства. Рядом с Ильевым, что стало продолжением получения театрального образования. Ездил в Ленинград на курсы повышения квалификации, где попал в класс главного режиссёра БДТ Георгия Александровича Товстоногова.
90-е годы… Талоны, безденежье, полное отсутствие каких-либо перспектив. Мучили вопросы: кому мы нужны?! где стояние в очередях с талонами в руках, а где высокое искусство? Удивительно, но у студентов не пропало желание учиться.
Первое пришествие
В 1992 году переехал в Чайковский, услышав от директора Чайковского театра Геннадия Ивановича Малашина, которого знал ещё по Кизелу, что есть работа и квартира при ней. Всё бросил и назавтра был на новом месте.
К сожалению, долго в театре Валерий не проработал. Поставил спектакль «Женитьба» и ушёл из театра, чтобы организовать муниципальный камерный театр. Директор Чайковского педагогического училища Анатолий Петрович Ярусов предоставил хороший зал, а предприятие «Пермтрансгаз» выделило автобус. Исколесили всё Прикамье – где только не играли! Работали много и хорошо, но годы были очень уж тяжёлые! Речь натурально шла о выживании, народ ходил в театр очень плохо…

После второго – краткосрочного – пришествия в театр в его жизни началась радиополоса. Читать чужие тексты ему было невмоготу – хотелось сделать что-то своё. Подготовил на Чайковском радио целый цикл авторских программ: «Городской альбом», «Правильно говорим по-русски» и другие.
Его заметили в Перми. Он поработал на корпоративном телевидении компании «Уралсвязьинформ», но однажды, посмотрев на себя на экране, увидел какого-то человеконенавистника и отрезал: «Всё! Поищите себе кого-нибудь другого!».
Попробовал себя в других телекомпаниях. На «Т7», где его ждали, он стал диктором, сменив легенду пермского телевидения Григория Барабанщикова, которого называли пермским Левитаном. Побывал у него в гостях, услышал от Григория Степановича несколько профессиональных советов. Ирония судьбы состояла в том, что Валера, ещё учась в школе, сказал сестре, что хочет быть Григорием Барабанщиковым.
Возвращение
В 2004 году вернулся в Чайковский и 4 года отработал в качестве главного режиссёра Чайковского театра драмы и комедии. Ушёл из него, вопреки расхожим домыслам, сам. Дали себя знать творческие разногласия – Валерий не любит в профессиональном театре проявления самодеятельности в любой форме. Будучи лицом подчинённым, он устал от бессмысленной борьбы с театральными ветряными мельницами. Ушёл в музыкальное училище, где ещё в 2005 году, когда там было открыто актёрское отделение, набрал актёрский курс. Стал штатным преподавателем и с головой погрузился в театральную педагогику.
В училище всё для него обернулось счастливо. Он открыл в нём учебный театр, который сейчас набирает силу, о нём говорят, на его постановки ходят люди. И вообще с молодыми артистами, по его словам, работать интереснее. Он старается донести до молодёжи, что задача искусства вообще и театра в частности – служение душе человеческой. Чтобы зал сопереживал происходящему на сцене, плакал о судьбе человека, не надо снимать штаны и показывать то, что и так есть у всех. Сила театрального искусства в ассоциативных рядах, а не в демонстрации пошлости. Скажите своё достойное слово – и его запомнят, оно останется в анналах.
Зачем идут в режиссёры?
Оказывается, Валерий Анатольевич очень часто думал об этом, потому что ему хотелось понять самого себя – он ведь до сих пор над собой работает, собирается так делать и дальше.
Он считает, что режиссёр во время работы над спектаклем обладает некой художественной властью над теми, кто в нём задействован. Кое-кто чувствует себя чуть ли не властелином Вселенной, хотя на самом деле это лишь компенсация того, что человеку не удалось в реальной жизни вне стен театра. Но это не про него – ему нравится моделировать, создавать некий мир – реальный или идеальный в зависимости от содержания пьесы. А пьеса – это всегда конфликт, борьба добра со злом, путь от дьявола к Богу или наоборот. Взять роман Достоевского «Преступление и наказание». Он о человеке, который пошёл от Бога к дьяволу, о его последующем воскрешении и раскаянии.
Вся его жизнь – и личная, и профессиональная – стремление разобраться в этих вопросах. Жизнь порой предлагает такие варианты развития событий, о существовании которых человек даже не подозревает. Искусство – это вечная новизна, даже если конфликты остаются старыми. Их нужно видеть сегодняшними глазами, а не придерживаться установок, которыми когда-то вооружился в своей жизни. Если ты считаешь, что всё знаешь, что у тебя есть ключи от всех замков – это творческая гибель! А ты не художник, а ремесленник.
До конца разобраться в себе и в людях невозможно – это всегдашний нескончаемый путь. В этом вся прелесть. И трагедия. Если ты всё знаешь, пропадает интерес к жизни.
Не зная ещё, что 2024 год объявят в России Годом семьи, Валерий Анатольевич выбрал для постановки учебного театра пьесу подзабытого русского драматурга Сергея Найдёнова «Дети Ванюшина». В ней поднимается извечный вопрос: как сохранить семью, на чём держится её институт, что её скрепляет? Это актуально в любую эпоху, потому что всё начинается именно с семьи. Все сценарии жизни ребёнка, в том числе и будущие конфликты, тоже закладываются в ней. И очень печально и непродуктивно, что сегодня все проблемы и ответственность перекладываются на школу.
Быть? Или не быть?
Был задан немного провокационный вопрос: не тянет ли его поставить Вильяма Шекспира – большой спектакль на большой сцене большого театра. Вопрос Валерия не удивил и врасплох не застал:
«У меня для этого есть все условия. Есть и ответ, но начну с оговорки. Хотеть мало – невозможно ничего поставить, если у тебя нет команды единомышленников. Всё рождается в её недрах, хотя инициатор – всё-таки режиссёр. Да, мне хочется поставить «Гамлета». Причём Гамлета я вижу отнюдь не героем-героем, красавцем, каким он предстал в исполнении Иннокентия Смоктуновского, а человеком без внешней эффектности, некрасивым, может даже отталкивающей внешности, но с печатью высокого интеллекта на лице. Суть трагедии Шекспира – в поиске справедливости, правды. Размышления «Быть? Или не быть?» символизируют выбор – согласиться с ложью и предательством или нет. Быть или не быть – это монолог, но Гамлет никому ничего не рассказывает, это выражение его внутренней борьбы с самим собой».
Сейчас же Валерий Анатольевич плотно занят тем, что холит, лелеет и бережёт свой учебный театр. Он называется Новый, потому что каждый четыре года приходит новое поколение студентов, которые совершенно не похожи на предыдущих. Они приносят с собой ощущение сегодняшнего времени, свои ритмы жизни и взгляды на неё, манеру поведения. И когда выбирается материал для работы, делается это с учётом их особенностей, того, что их может заинтересовать и взволновать.
Подбор репертуара зависит и от состава, от качеств тех, кто в труппе. «Гамлета» со студентами наш собеседник не ставил, ему это даже в голову не приходило.
Иногда, объясняя что-то студентам или репетируя сцену, ему приходится выходить на площадку и играть самому. А ведь это было бы очень интересно – поработать в таком состоянии, когда ты, мягко говоря, уже не совсем молод. Хотя, добавим, обаяние, доброжелательность, мягкость в общении остались прежними.
Не театром единым
Возникает закономерный вопрос: почему он задержался в Чайковском – городе, конечно, музыкальном, поэтическом, но не самом театральном. Ответ оказался неожиданным:
«Я человек, склонный к ощущению природы. Цивилизация на меня действует раздражающе, удручающе и угнетающе. В больших городах, на улицах-колодцах, мне неба мало! Всё на меня давит, и я чувствую себя мышью, загнанной в мышеловку. А в Чайковском – простор, здесь я могу уйти на берег, совершить вылазку на природу. Я ж заядлый грибник! Счастлив, что живу в этом городе…
Я хожу в театр – там работает восемь моих выпускников разных лет, радуюсь актёрским удачам. Заметно, что у чайковцев вырос или возродился интерес к театру. В театр ходят, его любят, к нему трепетно относятся. Мне это приятно, душу греет мысль, что не зря полвека посвятил служению Мельпомене; крепнет желание сделать что-то новое, интересное, достойное…».
Николай ГАЛАНОВ
фото из личного архива Валерия Конева