Пока демагоги от сельского хозяйства с упорством, достойным лучшего применения, спорят, можно ли считать крестьянина фермером и наоборот, фермеры продолжают делать своё нелёгкое, но такое важное и нужное дело. Сегодня мы хотим рассказать ещё об одном смельчаке – Виталии Горбунове, организовавшем фермерское хозяйство в селе Зипуново. Его история – типична и нетипична одновременно.
В начале пути

Виталию – пятьдесят лет. Он родился в Каменном Ключе, но с 7-летнего возраста живёт в Зипуново. До 12 лет помогал матери на ферме. Позже – отцу на машинном дворе. Работал помощником комбайнёра, выучился на тракториста, затем на водителя.

С 1992 по 1994 год служил в армии, в инженерных войсках в структуре Минатомэнергопрома. Шутит, что стройбат – самые страшные войска, которым даже оружие не дают. Ему довелось краешком прикоснуться к трагическим событиям в истории страны – он участвовал в очистке здания Верховного Совета РСФСР (Белого дома) от гари и копоти после пожара, произошедшего из-за обстрела из танков в октябре 1993 года. После демобилизации водил колхозный бензовоз. Когда хозяйство развалилось, 8 лет проработал кочегаром в котельной.

Виталий Горбунов с супругой Светланой

С супругой Светланой Виталий уже 20 лет. Она – уроженка деревни Костино (Удмуртия). По образованию – учитель начальных классов. С 2016 по 2019 год возглавляла Зипуновское сельское поселение. Сейчас – методист Зипуновского сельского дома культуры и по совместительству – школьный педагог-организатор.

Когда-то мать Виталия – Пелагея Михайловна – первой в Зипуново взяла на воспитание чужих детей. Светлана и Виталия последовали её примеру, организовав в 2007 году – когда супруга осталась без работы – семейный детский дом. За десять следующих лет они успели побывать в статусе и родителей-воспитателей, и приёмных родителей – по-разному бывало. Всего за это время через их большую семью, их души и сердца прошли десять чужих детей, ставших для них своими. Плюс трое родных: старший – Евгений – сейчас служит в армии, Ярослав окончил 9-й класс, пятилетняя Анна ходит в детский сад.

Первые шаги

В фермерство Виталий пришёл случайно. Они с женой деревенские, родители их всегда держали скотину. Горбуновы тоже завели корову, чтобы у детей было молоко. Услышали про программу поддержки начинающих фермеров – сейчас это грант «Агростартап». Подумали, почему бы не попробовать? Идея принадлежала Светлане Ивановне. Виталий в то время не работал, нужно было решиться, начать что-то делать – под лежачий камень, как известно, вода не течёт. Взялись, написали проект и получили грант 3 миллиона рублей. Произошло это в 2017 году. Начинали с 11 голов крупного рогатого скота породы герефорд, потом прикупали ещё, приобрели кое-какую технику.

Признаются, что поначалу дела шли не очень. Всё было непривычно. Предыдущий их животноводческий опыт ограничивался содержанием в домашнем хозяйстве коровы под крышей, а тут скотина круглый год – и зимой, и летом – находится на открытом воздухе. Ну, есть навес от дождя. Они не верили, что скотина всё это переживёт, и очень волновались Корова – это же не медведь какой, который и то на зиму в берлогу залегает.

Когда у них, начинающих неопытных животноводов, начали телиться коровы, они практически перестали спать ночами. Дело в том, что обычно отёл происходит в промежуток с 6 вечера до утра, чаще – ночью. Вот они бегали и проверяли – как там скотина? Убедились, что коровы-герефорды спокойно телятся и в минус 35 градусов по Цельсию. Главное для фермера в такой ситуации – не прозевать момент родов и сразу насухо вытереть новорожденного телёнка сеном, иначе он может отморозить себе уши. Нужно всегда быть начеку.

А ещё лучше, – уточнил Виталий, – иметь надёжных помощников.

Было трудно. Это со временем они обрели опыт, тонкости разные узнали – стельность проверять и роды принимать научились, прививать телёнка в первые сутки жизни, уколы в случае необходимости ставить. «Я держу скотину, жена уколы ставит», – поясняет Виталий. Одним словом, уверенность в себе появилась. К тому же сейчас любую информацию можно найти в интернете.

Хозяйство

На сегодняшний день численность маточного стада в их хозяйстве составляет 30 голов. Подрастают 20 разновозрастных телят. Последний к тому моменту отёл произошёл за день до нашей беседы. Лежащий на траве двухдневный телёнок был хорошо виден издалека благодаря характерной для новорождённых белой голове.

Общая площадь земель в собственности – около 200 гектаров. Задействована пока не вся земля – на части ещё нужно сводить лес, предварительно оформив документы и написав проект, иначе можно нарваться на штраф – за валку леса на собственной земле. Площадь огороженного электроизгородью пастбища – 24 гектара.

На корм Виталий выращивает многолетние и однолетние травы, овёс. Рядом с пастбищем лежит 6 рулонов позапрошлогоднего сена. Проблем с кормами нет. Нынешнее лето – хорошее, влажное, травы много – будет солнышко, можно заготавливать и днём, и ночью.

Из техники у Виталия два трактора МТЗ-82, один Т-40, пресс-подборщик, косилки. Комбайна нет, зерновые убирать нечем, так что овёс пока убирает косилками и пресс-подборщиком. В прошлом году взял в банке целевой кредит под 4% годовых на приобретение трактора. В этом году тоже подал заявку, чтобы купить новый пресс-подборщик, но пока тишина. В планах – построить сенной сарай, чтобы сено под дождями не мокло, ангар под зерно, а уж потом – в перспективе – приобрести комбайн.

Жена Виталию помогает, сыновья, отец в пору сенокоса. Наёмных работников сейчас в хозяйстве нет, а поначалу было трое, как требовалось для получения гранта.

Неожиданная встреча
С коллегой фермером Александром Ташкиновым (слева)

Рядом с пастбищем мы с Виталием увидели трёх чёрно-пёстрых бычков – перебежчиков из расположенного в полутора километрах хозяйства другого местного фермера, уже знакомого нам Александра Ташкинова. Видимо, трава здесь показалась молодым парнокопытным сочнее и слаще. Один из них умудрился непонятным образом проникнуть, невзирая на электроизгородь, на пастбище. Возвращение беглецов в родные места превратилось в настоящее родео, разве что без ковбоев. Александр Иванович, совладав со своими шустрыми подопечными, огорчил нас известием о том, что после отъезда сына в Пермь он постепенно сворачивает своё фермерское хозяйство – работать некому, да и здоровье начало подводить. Одним словом, у него в хозяйстве сейчас остались только телята.

Волей-неволей разговор сам собой переключился на кадровый голод, поразивший и город, и особенно село. И никакого улучшения ситуации не предвидится, скорее наоборот. Свет в конце тоннеля даже не брезжит…

О вкусе фермерского хлеба

Подумав, Виталий сказал, что сейчас бы за фермерство не взялся. Это неблагодарный труд – уход за животными, заготовка кормов, приобретение запчастей и горюче-смазочных материалов… Если одному пахать (трудиться) – очень тяжело. Плюс – очень большие затраты, расходы растут, а доходов нет. «Работа ради работы», – резюмировал он.

Бросить всё? Нет! Коровок жалко! Они же такие милые, родные, мы к ним душой прикипели. Да и чем тогда заниматься моему мужу? – подключилась к разговору Светлана. – Пусть будет рядом со мной, а то отправится куда-нибудь трудиться вахтовым методом, как поступили некоторые зипуновские мужики. А ещё наш труд – хороший пример для наших детей, пусть видят, что просто так ничего не даётся. Нужно трудиться.

«На земле нужно не просто трудиться, а вкалывать! – уточнил Виталий. И признался: «Бывает иногда настроение бросить всё и свезти коров на мясокомбинат. Особенно в прошлом году – если бы сена не заготовили и кормов за зиму не хватило…».

На замечание, что не сделал бы он этого – рука б не поднялась, Виталий упорствовал: «Если не всех, то часть обязательно бы свёз…».

Если честно, быть женой фермера тяжело, – сокрушается Светлана Ивановна. – Иногда думаю – уж лучше бы я на третью работу пошла, чем коров держать! Муж у меня всю жизнь на земле, в колхозе, на тракторе – не мыслит себя без этого. Он у меня очень ответственный человек – тяжело видеть, как он волнуется и переживает за дело. Как, не жалея себя, вкалывает – особенно летом, в сезон полевых работ – пахота, посевная, заготовка кормов. Техника не новая, ломается, приходится ремонтировать. А мой Виталий – не трактор, не хочу, чтобы он изнашивался и ломался!

Настроение у Горбуновых боевое. Жизнь течёт бурно, но они всё успевают. Односельчане удивляются: как Светлана, работая на двух работах, успевает, приходя домой, заниматься домашним хозяйством, готовить, убирать и содержать огород. А секрет прост: Виталий и Светлана во всём друг другу помогают и морально друг друга поддерживают. Да, супруга на тракторе не ездит, не пашет, не сеет, не косит, но при случае укол корове может сделать, прививку проставить, при родах помочь, кое-какие документы подготовить.

Вот и дом свой они построили вдвоём, брус сами укладывали. А вот украшенные резьбой оконные наличники – целиком заслуга Светланы Ивановны. Помимо резьбы по дереву, она ещё увлекается лозоплетением и ткачеством.

Сын, конечно, помогает. Не отказывает в помощи и бывший ветврач Валентин Харитонович Фазлиахметов, который занимается в Бурне рыбоводством.

О перспективах и не только

По этому поводу мнения у супругов несколько разошлись: «Какие перспективы? Дожить до завтрашнего дня – и всё!», – это, понятно, слова Виталия. «Перспективы есть. Нужно бы увеличить поголовье до 100–150 голов», – это уже мнение Светланы.

Тех, кто собирается пойти по фермерской дорожке, они не отговаривают. Может, они более креативные люди, чем Виталий и Светлана, и найдут более лёгкие и эффективные пути.

Сегодня начинающим фермерам стало сложнее, потому что ужесточился контроль над использованием средств, выделенных им для организации и развития хозяйства. Это произошло, когда отдельные личности стали использовать не по назначению выделенные им деньги. Да и бумажек разных – хотя бы для того, чтобы заявиться на получение субсидии, нужно готовить всё больше.

Супруги Горбуновы, как вы уже поняли, люди совершенно разные, но прекрасно друг друга понимающие и дополняющие. Они те самые две половинки из известной притчи, которые нашли друг друга. Всё у них получается, настроение позитивное – никаких упаднических настроений:

«Мы ещё молодые и, самое главное – смотрим вперёд, и назад не оглядываемся. Некоторые живут одним днём, прожили – и слава Богу! И причитают – то не так, другое не эдак. А мы сегодняшний день прожили и уже знаем, что нам нужно сделать завтра. Были бы деньги, можно было заявиться на организацию семейной фермы и получить до 15 миллионов рублей, правда, при условии, что вложишь 40% своих средств. Всё в конечном итоге упирается в деньги, которые необходимы для приобретения новой техники. В конце концов, можно заняться не животноводством, а растениеводством.

Кто говорит, что в селе работы нет, тот, мягко говоря, лукавит. Есть работа, нужно только захотеть. Не надо ныть и причитать – нужно дело делать и всегда надеяться на лучшее!».

Какие всё-таки замечательные труженики и настоящие люди живут ещё в сельской глубинке! Несмотря ни на что, они верны земле-кормилице и полны оптимизма. Держатся селяне – вопреки регулярным реформам и периодическим потрясениям основ. Повторимся: этим людям хотя бы не мешать – уже здорово, а если помогать – так они горы свернут…

Ольга ХАЗИЕВА
фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: