Чайковцы привыкли к «Разделяйке».
Но из-за пандемии коронавируса пришлось отложить акцию до лучших времён

Обидно, конечно, но мусор нас всё же поглощает. Такое мнение складывается, когда вижу жизнь вокруг. То ли от избытка упаковки, приносимой нами домой из магазинов, то ли по какой-то другой причине горы мусора год от года становятся всё выше, и иногда кажется, что скоро у нас будет как в Индии, одной из грязнейших стран мира. Как говорится, упаси бог от такого счастья. Но если только полагаться на Всевышнего, то мало что изменится: вместо нас никто не уберёт этот мусор. 

Евгения Орловская

Собственно, об этом и состоялся мой разговор с Галией Бурлаковой, эко-активисткой, одним из организаторов сообщества «Чайковский. Зелёная эволюция», и Евгенией Орловской, проживающей в Гамбурге, но успевающей во время своих краткосрочных каникул в Чайковском собирать за кем-то мусор в нашем лесу и на берегу Камы. 

Корр: — Так о какой зелёной эволюции мы говорим? Может, всё же это деградация? 

Галия Бурлакова

Галия: — Нет-нет! Человек волен замусорить и превратить всё в свалку или, наоборот, разобрать мусор. Семь лет назад я начала собирать батарейки –  мы делали это вдвоем с подругой. Сначала думала, как же нам с этим справиться?! Ведь мы совсем одни! Но через два года чудесным образом в город приехала Александра Климова, молодая, активная экологиня из Перми, с мечтой сделать наш город самым экологичным городом Прикамья.  Она помогла нам организовать здесь «зеленую» движуху. За полгода мы провели массу мероприятий – и вот потом Саша уехала, а мы все здесь остались. С тех пор наши эко-дела разворачиваются и заворачиваются – по-разному случается. Однако по инициативе «Зеленой эволюции» с того момента в городе начался раздельный сбор отходов. Увы, сейчас он может прекратиться.

Корр.: — Почему это?

Евгения: — Галия, а эти «ловушки» меняют локацию?  Там, где мамин огород, раньше стояла «ловушка», но сейчас её оттуда убрали.

Галия: — У «Зелёной эволюции» есть партнер Дмитрий Шишенко, который взялся за организацию раздельного сбора мусора. Он производит из пластика (б/у) тротуарную и декоративную плитку. Казалось бы, это золотое дно, но на поверку оказалось, что дело хлопотное, неблагодарное и убыточное. Одна из причин этого — у нас всё ещё туго с экопросвещением. Его в нашем городе так и не случилось, потому что это тоже требует затрат. Как и жёлтые, сетчатые контейнеры, так называемые «ловушки», которыми Дмитрий Шишенко обставил весь город. В своё время с предложением установить в  городе контейнеры для раздельного сбора мусора выступило наше сообщество, и первые «ловушки» появились благодаря неравнодушным чайковцам –  мы им за это благодарны. Но основная часть контейнером появилась всё же усилиями и стараниями Дмитрия Шишенко.  Сейчас их в Чайковском, Марковском, Фоках и Букоре уже порядка  ста семидесяти «ловушек». 

Галия: — Насколько я знаю, в прошлом году решили расшириться и установили «ловушки» в садах-огородах. Но люди у нас не обучены и не приучены ко всему этому. В «ловушки» клали много мусора. Дмитрий занимается вторсырьем, а ему кладут всё, что под руку попало. Он по 40 минут тратит на выгрузку контейнера, немного сортирует по ходу дела. А ведь еще надо привезти собранное на площадку и сделать там сортировку. Плюса от такого бизнеса, конечно, почти нет – одни затраты. Так что в этом году Дмитрий поставил вопрос ребром: если помощи не будет, то всё заберёт. И он уже забирает ловушки, вывозит их — самые загрязненные. На это нужно как-то повлиять! Я верю, что наш город может стать экспериментальной площадкой по раздельному сбору мусора. Людей этому нужно учить!

Корр: — А люди разве не понимают, что не надо выбрасывать в контейнер  всякую ерунду?

Галия: — Конечно, не понимают. Им надо больше об этом рассказывать, обьяснять. Тогда поменяют отношение к мусору.

Евгения: — Согласна, что никто даже не задумывается, как перерабатывается мусор, куда он попадает, чем заканчивается эта история.

Галия: В Чайковском Яна Тюкалова («Лавка добра») два года подряд проводила экоуроки, охватив примерно 1000 школьников младших классов. Так вот недавно я встретила на улице случайного прохожего, который, с его слов, стал экологистом благодаря своей дочери (ей 12 лет). Девочка ходила на кружок к Яне и теперь в их семье без экосумок в магазин не ходят. Так скажите, разве мы сейчас можем убрать эти контейнеры?! Неужели мы сделаем шаг назад?! Ни в коем случае!  Тем более что среди опрошенных нами чайковцев всего 10% не хотят собирать мусор раздельно.

Красная речка раскраснелась от эко-внимания в этом году

Корр.: Женя, а в Гамбурге есть зеленая эволюция? Ты там сколько уже живешь?

Евгения: Живу 8 лет. Но задолго до этого, ещё в России, я начала разделять мусор. А когда увидела в Германии, как это может быть в масштабах города и страны, пришла в полный восторг. Во-первых, там в каждом магазине стоят приемники-автоматы бутылок (стекло, жестяные банки, пластик; причем пластик самый дорогой, далее идет жестяная баночка и стекло самое дешевое). Во-вторых, раздельный сбор мусора ведется в каждом дворе. Причем для частного дома мы покупали все мусорные баки за свой счет– это черный (пластик, упаковки, бытовой мусор), синий (бумага, картон) и зелёный (био-отходы). 

Корр: — А если всё в один контейнер выбросить, оштрафуют?

Евгения: — Раньше мы жили в многоквартирном доме, где общие контейнеры. Мусорная компания писала объявление, чтобы люди не выбрасывали биоотходы вместе с пластиком, иначе мусор забирать не будут.

Корр: —  И правда не забирали?

Евгения: — Да, могут и не забрать. Если у тебя контейнер приморозило весной и оттуда что-то не вывалилось, то так и оставят. Но ведь, чтобы ничего не примерзало, отходы можно складывать в биоразлагаемые бумажные пакеты – их бесплатно берут в магазинах для дома или покупают. В Гамбурге, кстати, есть дворы, где можно сдать старую технику, лампы разные, стоят контейнеры под ткань и под старые телефоны. Использованные батарейки в каждом продуктовом магазине принимают. Можно сдать картон. А если не хочется разбирать дома хлам, люди вызывают специальную службу, которая вывезет ненужные вещи и сама их рассортирует. Но за это придется заплатить где-то 30-50 евро за машину. 

Корр.: — Ну а если сами сортируете, сколько платите за вывоз мусора ежемесячно? 

Евгения: — В месяц получается 17,21 евро. Расшифровываю: биобак стоит 1,64 евро; пластик, бытовой мусор — 8,68 евро; бумага, картон — бесплатно. За использование баков 6,69 евро. Вывоз мусора (каждого из баков) — два раза в месяц. Деньги снимаются каждые три месяца по 52 евро. В год получается 208 евро. У других семей могут быть другие цены и опции. Но что мы имеем за эти деньги? Чистоту! Причем каждый человек осознает свою значимость, участвуя в экологическом процессе.  На благоустройство города, включая лужайки, идут наши налоги. И мы видим, что газоны покошены, урны регулярно новые ставят, деревья сажают, дорожки укладывают, мусор убирают. 

Замечу, что труд мусорщиков в Германии хорошо оплачиваем. Там почти не встретишь женщину-мусорщика, потому что это тяжелый физический труд. Этой работой занимаются в основном мужчины.  Отношение к ним уважительное. Считается, что эти люди несут добро. Их социальная роль в обществе очень велика. У них есть статус и всё, что нужно для нормального труда, включая хорошую спецодежду и соответствующее оборудование, в том числе пылесосы для улиц и воздуходувы.

Галия: — Продолжу про нашу территорию. Налоги наш народ платить не хочет, но критикует охотно — в результате мы имеем то, что имеем. Дворники получают мало. Мусор мы хотим куда-то подальше вывозить. Там, где ходим, там и мусорим. Наша территория, наши налоги, наша совесть, наше осознание, наш мусор. Пора задуматься об этом и «проснуться». Это несложно.

Лидеры Чайковской Ассоциации Детских Объединений «ЧАДО» — активисты РДШ
организовали экологическую акцию «Эко-дежурный по стране».
Всего было собрано 644, 91 кг макулатуры, 350 гр. пластиковых крышечек, 8 кг батареек

Привожу два классических примера. Семь лет назад я, увидев в Интернете, что ёжики гибнут от батареек, начала собирать использованные элементы питания. Только семь лет назад! Кажется, что это было давно, но это было недавно. А ещё как-то я встретила возле «Ермака» предпринимателя N.  Он рядом живет. Мне тогда очень хотелось, чтобы мусорную кучу рядом с контейнерной площадкой убрали. Говорю ему: «Посмотри, в центре города лежит куча мусора». Он: «Хммм, да?! А я думал, что так и надо». Представляете: человек «проснулся» в тот момент! Через неделю там появились экологические плакаты, а куча мусора ликвидирована. Мужчины, я заметила, не очень внимательны к мелочам.

Евгения: — У них дальность другая. Это субъективное мнение.

Галия: — А еще я стала осознанно к мусору относиться, когда съездила на школу прикладной урбанистики в Питер. Нам там устроили практику. Нужно было выйти на улицу с чистой головой, без всяких мыслей, но с фотоаппаратом или телефоном, чтобы фотографировать городскую мебель. За час необходимо было сделать не менее 200 фотоснимков. Просто идти и фотографировать на что глаз упал. Это была очень хорошая практика, которая научила меня обращать внимание на то, чего раньше не замечала. Сейчас меня уже все цепляет: и столбы, и урны. В результате то студентов прошу помочь убрать объявления со столбов, то сама этим занимаюсь.

Могу ещё привести пример.  Собирала как-то мусор возле РЭБовского родника, вынесла его из леса и положила на время возле урны, потому что урна была почти заполнена, а мусора у меня было достаточно (и я его сортирую на отходы и мусор).  Пока собиралась разобрать свою кучу, смотрю: идет девочка и бросает  фантик не в урну, а  в эту кучу. Я ей говорю: «Девочка, ты чего сюда кидаешь-то? Рядом урна!». Она даже внимания не обратила. То есть мусор притягивает мусор. И любая свалка еще притягивает мусор. Люди неосознанно это делают. 

Галия и Евгения занимались этим летом высадкой саженцев хвойных деревьев

Корр.: — Галия, сколько у тебя сейчас в квартире мусорных ведер?

Галия: — Два ведра: одно — для органики, другое – для остального мусора. Еще в пятилитровую пластиковую бутыль я собираю магазинные пакеты. Если один пакет выбросить, то он попадет в мусор, а если их много собрать, то в переработку. Собираю также макулатуры – для этого у меня есть специальная сумка. А ещё бутылка для пластика, который не перерабатывается. Понятно, что я её выброшу, если не услышу, что кто-то это принимает. Кстати, на наших «Разделяйках» я стараюсь внедрить сбор того, чем наша переработка пока не занимается. Так мы собираем старые зубные щетки, пластиковые карточки…  Если соберется партия, то отправим посылкой в Москву, где из них сделают шариковые ручки.

Корр.: — А еще есть «добрые крышечки», благодаря которым российские дети-инвалиды могут получать инвалидные коляски. Эти крышечки отправляются на переработку, и за них платят деньги. 

Галия: — Мы тоже подумали об этом. Так появился благотворительный проект «Чайковские крышечки». Принимаем их на «Разделяйках». Крышечки валяются у нас прямо под ногами, собранные будем сдавать на переработку, а вырученные деньги передавать на благотворительные цели.

Корр.: — Это хорошая идея. Получается, у тебя почти весь мусор идёт в дело.

 Евгения: —  Только осознанный человек может всем этим заниматься. У большинства людей просто времени на это не хватит. Не будут даже заморачиваться. В Германии весь пластик вместе собирается. Это потом региональный оператор разбирает его по фракциям.

Галия: — Пермский региональный оператор до 2028 года должен сделать и у нас раздельный сбор мусора. Но учитывая, что сейчас региональные операторы не замотивированы на переработку…

Евгения: — Ты знаешь, у нас сейчас тоже много ведется разговоров о том, что при всех плюсах Германия как будто избавляет себя от мусора. Она умеет его хорошо собирать, сортировать, но на переработку отправляет в Китай или ещё куда-нибудь. Получается, они такие хорошие, пушистые, всё придумали для себя, а другие со всем этим перерабатывающим материалом должны жить. Но каждый от этого что-то получает. Пусть кто-то меньше, кто-то больше. И потом… Германия – страна-лидер и ориентир. Она не просто отправляет на переработку мусор в другую страну, а строит там завод по переработке мусора, обучает персонал, платит ему зарплату.

Галия: — Конечно, у них там тоже не так, как хотелось бы. Но есть определенный опыт. И нам надо продолжать движение…

Корр.: — С понедельника?

Галия: — Сейчас! А лучше вчера!

Пока готовился этот материал, из Перми пришли жизнеутверждающая новость, касающиеся Чайковского округа. На нашей территории собираются построить комплекс по переработке и сортировке мусора. Об этом сообщил первый замминистра ЖКХ и благоустройства Прикамья Андрей Красников на заседании комитета краевого парламента по развитию инфраструктуры. Комплекс получит название «Юг». Сейчас выбирается участок, где разместится объект.  Зеленая эволюция продолжается?!

Татьяна Лаврова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: