В деревне Дедушкино самая высокая, наверное, концентрация фермеров на один населённый пункт – их сразу трое. И все они носят одну фамилию. Не удивительно, ведь речь идёт об Александре Даниловиче Килине и его сыновьях Сергее и Алексее. Мы решили рассказать вам, как и почему эта смелая троица выбрала для себя непростую фермерскую стезю и что из этого вышло.

     Первый пошёл…

Начало всему было положено в 2010 году. Средний сын Сергей, отслужив в армии, вернулся домой, но работы особо не было. Он встал на учёт в Центре занятости населения и получил субсидию в размере 59 тысяч рублей на открытие собственного дела – крестьянского (фермерского) хозяйства. Стал среди Килиных фермером-первопроходцем, выбрав молочное направление животноводства.

Оттолкнуться ему было от чего, кое-что в личном хозяйстве имелось – трактор, прицепная техника. Прикупил скот плюсом к тому, что было – набралось 10 голов. Позже приобрёл трактор МТЗ, рулонный пресс-подборщик, чтобы заниматься кормозаготовками.

Краеугольным камнем будущего фермерского хозяйства стала бывшая центральная котельная ЖЭУ-4. Когда жить стало лучше, жить стало веселей – то есть, закрылись детский сад, клуб и исчезла надобность в центральном отоплении, котельную выставили на продажу. Сергей здание выкупил и организовал в нём небольшую ферму на 25 голов. Постепенно наращивая производство, довёл поголовье до 69 голов – 30 дойных коров плюс бычки и тёлки.

Пример оказался заразительным

Вторым в фермерство в 2016 году пришёл младший сын Алексей. По состоянию здоровья его не взяли в армию, а он к тому времени окончил 4 курс Чайковского индустриального колледжа по специальности «Механик сельского хозяйства». И он тоже решил заняться молочным животноводством, но пришлось обратиться к мясному. Рабочей силы не хватало, а «молочка» требует больших людских ресурсов.

Всё дело в том, что молочное животноводство – сложнее мясного. Если мясной скот можно круглый год держать на улице, то дойное стадо обязательно должно содержаться в помещении. «Молочка» – это чистая подстилка, навозоудаление, особый рацион кормления для обеспечения высоких надоев, доение коров, строгий ветеринарный контроль. Только так можно обеспечить высокое качество молочной продукции, а иначе брать её никто не будет.

Начал Алексей с приобретения 17 голов, позже прикупил телят и нетелей. К сегодняшнему дню стадо разрослось до 119 голов крупного рогатого скота Герефордской и Симментальской пород. (Оказывается, этих животинок можно круглый год содержать на открытом воздухе – и в зной, и в мороз. Говорят, им достаточно навеса от дождя).

Замыкающий

На фоне сыновей 63-летний Александр Данилович, глава семейства – фермер начинающий. Всего второй год, как он получил этот статус, но назвать его новичком не поворачивается язык.

Шёл он к фермерству, можно сказать, с детства, даже не подозревая об этом. Родители в личном подсобном хозяйстве всегда держали скот. После женитьбы Александр и супруга стали жить своим домом и тоже завели коров – до 5 годов держали. В общем, типичная для обитателя сельской глубинки жизнь. Тридцать лет он посвятил колхозу «Восход»: начинал слесарем, а с 2000 по 2020 год возглавлял его. Правда, все его попытки удержать хозяйство на плаву оказались безуспешными. Любопытно, что до Александра Даниловича в этом колхозе с 1984 года (момента его организации) до 2000 года сменилось 9 (!) председателей.

В 2021 году Александр Данилович получил краевой грант «Агростартап» в размере 3 миллионов рублей на софинансирование затрат по созданию и развитию хозяйства и открытие новых рабочих мест. Закупил 18 герефордов, сегодня их у него – уже 69.

(Сразу отметим, что старший сын Владимир фермером не стал. Выучившись на автомеханика, он работает в городе).

День сегодняшний

Официально считается, что речь идёт о трёх самостоятельных крестьянских фермерских хозяйствах, но реально отец и сыновья Килины трудятся вместе. Им помогает супруга главы семейства Елена Семёновна, которая ведёт документацию. В команде есть ещё три работника. Килины на троих держат 257 голов крупного рогатого скота, по нынешним временам – это средний показатель. Из техники в наличии: два комбайна – зерноуборочный и самоходный силосоуборочный; тракторы Т-150, МТЗ-80 «Беларус» (5 единиц), Т-16 (2 штуки); самосвал ГАЗ-53 и прицепная техника.

Александр Данилович и сыновья считают, что развивать хозяйство вполне можно, благо с 2014 года государство оказывает фермерам реальную помощь. Одно «но» – не хватает рабочих рук. Очень сложно найти тракториста или комбайнёра. В деревне живут, в основном, одни пенсионеры. Конечно, есть и молодёжь, но она работает либо вахтовым методом где-нибудь далеко, либо на кирпичном заводе или птицефабрике. Так что иногда Килины просто зашиваются, стараясь охватить весь фронт работ.

Килин-старший не скрывает:

– Конечно, порой приходится очень тяжело. Тем более, в моём возрасте. Но продолжаю трудиться, видимо уже привык.

Алексею помогает его молодость:

– С 6 утра работаем. Когда до 10 вечера, а то и до часу-двух ночи. По-разному бывает, и на себя время остаётся, чтобы погулять.

При этом на вопрос, любят ли они рыбалку, отец и сын практически в голос воскликнули: «Конечно! Только времени на неё нет».

Корма – всему голова

С ними у Килиных проблем никогда не было. В хозяйстве выращиваются многолетние травы на сено и силос; зерновые – овёс, ячмень и пшеница – в основном идут на фураж, частично – на семена.

Даже в прошлом году – очень засушливом – корма ими были заготовлены впрок. Немного даже продали на сторону – помогли нуждающимся. В нынешнем году кормозаготовка прошла просто хорошо – спасибо погоде. Неплохой урожай зерновых получили и убрали вовремя. Зерно даже сушить не пришлось – опять же экономия. Кормов всех видов заготовили предостаточно, года на полтора точно хватит. Можно скот кормить и не оглядываться.

Картина маслом

Когда Александр Данилович поведал, что в Дедушкино ныне ни в одном домашнем подворье нет коров (точнее, в этом году в деревню переехала семья, которая держит корову), невольно вспомнился наш великий поэт Сергей Есенин с его стихами, пронизанными щемящей тоской по уходящей русской деревне. Впечатление усилилось, когда мы, осматривая фермерское хозяйство, проезжали мимо бывшего колхозного зерносушильного комплекса и останков зернового склада – разрушаемого временем и непогодой памятника коллективному способу ведения хозяйства.

А вот стадо в 170 голов, свободно пасущееся на огромном поле, явило собой картину впечатляющую и настроило на мажорный лад. Ни дать, ни взять – коричнево-чёрно-белая мозаика из степенных коров и резвых непоседливых телят на фоне ещё зеленеющей травы. Присматривает за животными один пастух на лошади. Да коровы и сами распорядок знают – в 6 часов вечера они самостоятельно отправляются домой, хода до которого им примерно полчаса…

Разговор не обошёлся без традиционного и обязательного вопроса о планах. Как оказалось, ближайшие конкретные – допахать зябь. Если же говорить в общем и целом – просто трудиться дальше и продолжать наращивать поголовье. Но простота эта – кажущаяся, поскольку ситуация складывается потенциально очень непростая. Дело в том, что у Александра Даниловича оба сына-фермера – мобилизационного возраста, Алексею – 25 лет, Сергею – 33. Он подчёркивает: «Я согласен – если нужна мобилизация, пусть так будет, но если мобилизуют одного из моих сыновей, то, скорее всего, придётся сворачивать «молочку», если обоих – я вообще не представляю, как работать дальше. Никаких сил мне не хватит справиться с хозяйством в одиночку…»

Николай ГАЛАНОВ.

Фото автора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: