Лишь тот учитель преуспел,
Кто, поступая правильно,
Однажды понял, что пример
Полезнее, чем правило.
Олег Парамонов, абсолютный победитель
конкурса «Учитель года России-1993».
Проблема, с кем из представителей чайковского педагогического сообщества встретиться в канун Дня учителя, перед нами не стояла. Мы решили, что это будет Юлия Неволина, педагог-романтик и победитель краевого конкурса «Учитель года-2010». Ещё бы! С 1 июля Юлия Михайловна приступила к исполнению обязанностей директора школы №10 и могла поделиться первыми впечатлениями о пребывании в новом для себя статусе. А возглавляемая ею школа 7 октября отмечает полувековой юбилей.
Беспокойное хозяйство
Юлия Михайловна даёт себе год, чтобы досконально разобраться в многообразном школьном хозяйстве и ответить на вопрос, нужно ли в школе №10 что-то менять, а если да – то как. Растёт список неотложных хозяйственных дел. События в Ижевске заставили обратить внимание на ситуацию с безопасностью. Очень тяжело с кадрами – нужно искать учителей. Стоит задача теснее сблизить основную школу и НОЦ в плане организации учебного процесса. Экстренно подготовлены документы на создание медицинского класса в рамках краевого проекта «Профильные медицинские классы». (В завершившемся учебном году школа выпустила 25 человек, которые поступили в медицинские вузы).
Из того, что уже удалось сделать – налажено сотрудничество с Группой компаний «ЭРИС». Руководитель предприятия Владимир Иванович Юрков предоставил учащимся уникальную возможность воочию увидеть, чем они могут заниматься на реальном производстве. И не просто увидеть, а даже приложить к этому руку. Преподаватели физики в восторге – то, что дети изучают в школе на уроках, работники реально делают на рабочем месте. А ученики, побывавшие на предприятии с преподавателями английского языка, убедились, что перевод технической литературы – занятие более востребованное и реальное, чем работа гидами-переводчиками. Но главное – взгляд на школу у ребят стал совершенно иным.
«Руководить школой очень не просто, – констатирует очевидный факт Юлия Михайловна, – но мне посчастливилось, и в наставники судьба явила мне трёх талантливых школьных директоров.
Первым стал Владимир Викторович Дайбов, директор школы-лицея «Синтон». Бывший вожатый Всесоюзного лагеря «Орлёнок», он придерживался подхода, родившегося из «орлятской» философии, – человечности, коллективного творческого дела, создания для всех развивающей среды, дружбы и диалога.
Как руководителя меня выпестовала Валентина Николаевна Дерюшева. Очень хороший менеджер-управленец, она практиковала очень действенные подходы. Я смотрела, как она работает, как общается с педагогами и учащимися. Что-то принимала, что-то – нет, но научилась у неё очень многому.
Ну, а затем пришёл Алексей Анатольевич Новиков – очень хороший хозяйственник. Тоже необходимое для руководителя качество.
Каждый из этого трио был ярок по-своему. Я вспоминаю их, когда оказываюсь в сложной ситуации, и стараюсь применить их опыт. Думаю, мне это очень помогает, но, честно говоря, не знаю, какой руководитель из меня получится. Надеюсь, что хороший…».
А как романтично всё начиналось!
Крутой поворот произошёл на 27-м году педагогической деятельности Юлии Михайловны, начало которой положило её классическое университетское образование. Она – учитель географии, точнее – географ-преподаватель. Профессия редкая, можно сказать, вымирающая, что очень несправедливо, потому что она привносит в нашу нынешнюю чересчур прагматичную и расчётливую жизнь то, чего так не хватает – романтику. При слове «география» сразу вспоминается Эпоха великих географических открытий, кругосветные путешествия, покорение Северного полюса. Кажется, что вот-вот из «вороньего гнезда» раздастся зычный возглас вперёдсмотрящего: «На горизонте – Terra incognita!»…
Увлекла Юлию географией её учительница по этому предмету – Ирина Николаевна Жернакова. Колебаний по поводу выбора будущей профессии у девушки не было, хотя представляла она её себе совершенно иначе. Увлекаясь водным туризмом и спелеотуризмом, Юля полагала, что в этом и будет заключаться её будущая работа. И многие годы действительно водила своих учеников в походы, на сплавы. Где она только с ними ни побывала! Только пандемия встала на пути её экспедиций непреодолимой стеной.
Она добавляет:
«Если про кого-то из моих выпускников, а я веду профиль «География», говорят, что он, мол, слаб в математике, я парирую: «Зато он хороший человек!». Есть такая теория, что среди географов не может быть плохих людей, потому что романтиками плохие люди не становятся».
Училась она в школе №1 и оказалась в числе первоклашек, которые первыми переступили порог этой школы. В Пермский госуниверситет поступала учиться просто на географа, но жизнь привела её в школу. По окончании вуза преподавала в пермской школе №132, потом вернулась в Чайковский в родную школу, одиннадцать лет проработала в школе-лицее «Синтон» учителем географии. А тут Валентина Николаевна Дерюшева – Юлия Михайловна к тому времени стала победителем конкурса «Учитель года-2010» – пригласила её в НОЦ. Сначала работала учителем, позже стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
«Столько лет прошло, а учительство до сих пор греет мне душу, – признаётся она. – И я не могу его отпустить».
Какой он, настоящий педагог?
«Обсуждать это можно бесконечно, – улыбнулась Юлия Михайловна, – и будут находиться всё новые аргументы и нюансы. – Задача учителя, исходя из названия профессии, – научить. Другой вопрос – научить чему? Иногда в это вкладывается узкий смысл – научить определённому предмету. К счастью, в последние годы это понятие расширяется. Научить быть человеком, честности, порядочности. Когда-то считалось, достаточно только воспитать. Современный же мир требует от молодого человека креативного мышления, высокой проектной культуры, он должен видеть, что в этом мире можно и должно улучшить. Ему необходимо не только желание, но и способность изменить мир, применив свои знания во благо общества».
В своё время вынесенное в эпиграф четверостишие запало Юлии Михайловне в душу. Она подчёркивает, что учителю, образно говоря, можно не объяснять ученикам, что такое хорошо и что такое плохо. Он должен сам стать для них примером честности, порядочности, справедливости, кругозора, эрудированности и доброжелательности. Грамотности, наконец, – пару десятилетий назад это прозвучало бы дико, а сейчас приходится говорить и об этом.
Новации, инновации, etc…
Педагогика – консервативная по сути своей профессия, но реформы, как волны, накатывают на образование одна за другой.
Как подметил московский педагог, инновации – это использование традиций в новых условиях. Пройдя столько их кругов, педагоги относятся к ним спокойно, потому что многое возвращается на круги своя. Так, обучающиеся вновь стали учащимися, а из закона об образовании исчезло понятие «образовательная услуга», вокруг которого когда-то развернулась яростная полемика.
По мнению Юлии Михайловны, сегодня от учителя требуется гибкость и креативность в сочетании с приверженностью вечным педагогическим постулатам, завещанным нам гениальными педагогами-новаторами Иоганном Песталоцци, Антоном Макаренко, Василием Сухомлинским, Константином Ушинским. Пусть учреждения образования переименовали в образовательные организации, но учителей-то, по сути, это не коснулось.
Она поясняет:
«Мне кажется, учителем может быть только тот, в ком есть нравственный стержень, позволяющий ему увидеть в новациях что-то ценное для него, педагога, его профессиональной деятельности, учеников и их родителей, школы в целом. Ему нужны мудрость и терпение, ведь пена с поверхности обязательно сходит, остаются лишь незыблемые истины и вечные ценности».
Если одни обсуждают, чем обучающиеся отличаются от учащихся, то другие каждый день входят в классы, видят ждущие глаза детей и ведут их за собой в таинственную и манящую Страну знаний. И на авансцену выходит педагогическое мастерство, а казённая терминология уходит даже не на второй – на десятый план.
«А ещё мне хочется, чтобы учительство оставалось уделом интеллигентных людей. Жаль, если оно станет дверью в царство «белых воротничков» – офисного персонала и работников умственного труда», – резюмировала наша собеседница.
Из прошлого в будущее
Директор полностью погружена в подготовку к празднованию полувекового юбилея школы. Уже вскрыта капсула, заложенная строителями 50 лет назад. Скоро к извлечённым из неё посланиям, одному из которых полвека, а другому – «всего» 25 лет, добавится третье, адресованное школьникам 2047 года. Это бесценные реликвии, исторические свидетельства разных эпох в жизни страны.
Не станем раскрывать все секреты, скажем лишь, что большой праздник для школьных педагогов-ветеранов, выпускников, действующих учителей и учащихся будет продолжаться целый день. Действо развернётся в школе, вокруг неё, на школьном стадионе и во Дворце культуры.
Даже в предпраздничной круговерти Юлия Михайловна не забывает о будущем:
«Я мечтаю, чтобы, несмотря на свои полвека, наша школа больше жила будущим, чем прошлым, отвечала вызовам времени и находилась на шаг впереди всех, будучи всегда готовой к взлёту. Она привлекает родителей учащихся качественным образованием, так пусть ценностное содержание она не теряет, а, напротив, наращивает. На передний план должно постепенно выйти воспитание. Я мечтаю, чтобы ученики нашей школы были успешными и счастливыми, делали наш мир лучше, а мы были за них спокойны. Уверена, традиционные ценности помогут им в любой ситуации…».
Да будет так!
Николай ГАЛАНОВ
Фото из личного архива
Ю.М. Неволиной