Помните декабрь прошлого года? Свирепствовал коронавирус. А в Чайковском театре драмы и комедии – премьера комедии положений режиссёра Алексея Орлова «Люкс для иностранцев» по пьесе Дейва Фримена. Для малой толики пессимистов это был «пир во время чумы». Оптимистам же – «смех – лучшее лекарство»! Ныне история повторилась вновь. На новые вызовы заразы театр ответил 30 октября комедией положений Рея Куни «Кровать, леди и джентльмены». В «замесе» всё того же «доктора Айболита» – короля чайковских постановочных «клубничек» Алексея Орлова.
Спектакль получился шикарный! Запредельно откровенный, фривольный, но не переступающий границы юмора ниже пояса, он был адресован Реем Куни и Алексеем Орловым лишь тем, кто не страдает лицемерным ханжеством и стеснением. Как показала премьера, таковых в концертном зале Чайковского музыкального училища не было!
Сюжет комедии положений можно изложить кратко, одним предложением: сексуально озабоченные англосаксы попадают в самые нелепые, анекдотические ситуации. А если более детально, то…
Супружеская чета Маркхэмов – Филипп и Джоанна – должна идти на званый ужин. По нескромным, но настойчивым просьбам приятелей и приятельниц, хозяева в своё отсутствие соглашаются превратить уютное семейное гнёздышко в дом свиданий. Старший партнёр Филиппа по бизнесу Генри Лодж приглашает молоденькую оператора мобильной связи мисс Уилкинсон. Жена Генри – Линда – в отместку за многочисленные измены мужа решает «согрешить» с мистером «не первой свежести» Уолтером Пэнгберном. Не промах и молодой горе-дизайнер Алистер Спенлоу, благоустраивающий квартиру супругов Маркхэм. Со служанкой Сильвией он составляет третью пару претендентов на использование временно опустевшей кровати.
Ни одно из назначенных свиданий отменить уже невозможно. Ведь каждый из участников предвкушает романтический вечер. Но вот незадача! Обстоятельства вынуждают хозяина-ревнивца отказаться от похода на ужин. Вдобавок появившаяся известная детская писательница мисс Браун предлагает Маркхэму контракт, сулящий ему миллионные прибыли. Что тут началось!..
Однако пусть сам зритель станет свидетелем рубки «гордиева узла» пикантных ситуаций. Главное – другое. Артисты театра сумели шаржировать англосакскую публику размашисто и разношёрстно. Как великолепен сценический портрет главы семейства Филипа Маркхэма! Издателя детских книг! Поначалу актёр Дмитрий Иванов преподнёс нам его уравновешенным «тугодумом» – человеком слишком прямолинейным с консервативными взглядами. Но в процессе доведения ревности до критической точки кипения всё учащающиеся вспышки эмоций Филипа воспринимались яркими, звучащими «пятнами». Напротив, привлекательная и грациозная жена издателя Джоанна с чисто женскими «пряностями» каприза и упрямства – весела и легка на подъём (Елена Гречан).
Полярность трёх пар любовников, претендентов на одну кровать, ещё более уморительна. Комичен дуэт прожжённого повесы Генри Лоджа и мисс Уилкинсон. Его очередная симпатичная пассия – существо прехорошенькое, но с припёком «привета» (соответственно, артисты Артём Палкин и Анастасия Иванова; в других показах – Ирина Журавлёва). Курьёзны отношения легкомысленной красотки-попрыгуньи Линды Лодж и заторможенного маменькиного сынка Уолтера Пэнгберна (соответственно, Светлана Дорохова и Алексей Волков). А насколько потешна в затянувшемся ожидании ухода хозяев дома любовная пара Алистера Спенлоу и Сильвии, служанки Маркхэмов? Их нетерпение наконец-то заняться любовью сладострастно разыграли артисты Александр Ляйс и Елена Сенько. И в это уютное семейное гнёздышко, превращённое похотью в балаган, нежданно-негаданно, как гром с ясного неба вторглась чудаковатая, помешанная на собачках мисс Браун (Виолетта Минулина).
Множество возникших ситуаций, двусмысленно комических и конфузных, артисты раскрутили неординарно и крайне интересно. Режиссёр и актёрский ансамбль не упустили важную черту драматургии Рея Куни: акцентировать игрой каждую возникающую житейскую неувязку и нескладицу бисерной россыпью изощрённого острословия и каламбура.
Привлекает внимание зрительный образ спектакля, созданный с помощью декораций художником-постановщиком Лилией Бережненко. Прежде всего – функцией выявления характеров персонажей. К примеру, эклектика интерьеров жилища Маркхэмов – от ампира до модерна – подчёркивает: с одной стороны, высокий художественный вкус Филипа, вечно недовольного ремонтом, а с другой – низкий профессиональный уровень горе-дизайнера Алистера Спенлоу. Естественно, главное «действующее лицо» сценографии – «многострадальная» кровать, вынесенная на авансцену.
В процессе просмотра комедии положений «Кровать, леди и джентльмены» публика напрочь забывала свои бытовые и производственные проблемы, а иже с ними и «ужастики» пресловутого коронавируса! Свидетельство тому – эмоциональный накал зала, дружно аплодирующего чуть ли не каждой мастерски «разруленной» артистами ситуации и каждой удачной шутке.
Не веришь, наш дорогой потенциальный зритель?
Вадим БЕДЕРМАН
Фото Алексея Орлова