некрологическое эссе

Перестало биться сердце Нины Павловны Будановой, артистки драмы высшей категории, одной из основательниц Чайковского театра драмы и комедии. 

Молоденькая актриса Нина Буданова входила в составе актёрского «десанта» из Кизела, который высадился в Чайковском 22 января 1982 года. Согласно приказу по Кизеловскому государственному драматическому театру №9 от 19.01.1982 г. «О временном размещении театра в г. Чайковский на период капитального ремонта». Среди «временно передислоцирующихся» было три режиссёра, двадцать актёров, четырнадцать руководителей и работников различных подразделений театра.

Артистическая судьба на чайковской сцене Нину Павловну Буданову не баловала с самого начала. И в разное время она пыталась реализовать свой творческий потенциал в театрах Целинограда и Канска, Черкесска и Братска, Балашова, Сызрани и Ирбита. Но каждый раз непременно возвращалась в родную гавань – Чайковский театр драмы и комедии.

При жизни Нина Павловна так и не услышала громких салютов в свою честь. Обошли её и победные реляции. Правда, если не считать региональную награду четырнадцатилетней давности – Благодарность Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Хотя играла на сцене много и прилежно.

Тем не менее, в репертуаре Будановой-актрисы были «звёздные» роли, в которых она гармонично сочетала анализ с живым чувством исполнения. Это Мать в спектакле режиссёра А. Волкова «Зверь» по пьесе В. Синокевича – М. Гиндина, Сваха в комедии А. Островского «Банкрот» («Свои люди – сочтёмся») и другие. Но чаще в спектаклях Будановой-актрисе поручали разнохарактерные роли второго плана. Режиссёры-постановщики знали: в любых её сценических работах – незначительных или заметных, важных для развёртывания действия, Нина Павловна сумеет обуздать собственное артистическое Эго, жертвенно оттенить исполнителей главных действующих лиц. Яркие примеры тому – роли Повивальной бабки в психологической притче «Лавина» Т. Джюдженоглу и Лошади в мелодраме М. Ладо «Очень простая история» в режиссурах А. Орлова.

Как известно, у действительно талантливых актрис даже молчание или мимолётный взгляд могут быть красноречивее многостраничных эпизодов и темпераментных жестов. Крошечную роль Буданова-актриса могла превратить в событие. А её появление на сцене порой было по значению не меньшим, чем игра актрис первой величины по чайковским меркам. «Когда Нина Павловна выходила на сцену, – отмечали театральные критики, – в общей палитре спектакля появлялся живой и сочный цвет»…  

На сегодняшний день в труппе театра осталось лишь двое кизеловцев: Заслуженная артистка России Л. И. Волкова и актриса Г. И. Палехова. Четверо ушли на заслуженный отдых: Л. А. Малашина и Заслуженная артистка России Т. А. Волкова, заведующий постановочной частью театра С. М. Чиганцев и бутафор-декоратор Л. А. Гуменный. Иных уж нет, а те – далече…

Но кизеловская театральная «генная инженерия» взлелеяла Мельпомену чайковскую – законную продолжательницу славных дел Кизеловского государственного драматического театра. Немалую лепту в этот процесс внесла и Нина Павловна Буданова.

Последние, громкие аплодисменты Вам, Актриса! И вечная память!

Вадим БЕДЕРМАН

Публикация некролога оплачена пожертвованиями коллег Н. П. Будановой по работе в Чайковском театре драмы и комедии.

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: