В Чайковском историко-художественном музее продолжает работать выставка «В. Печёрский. Живопись. Графика». На ней представлены работы Валерия Сергеевича Печёрского – художника, хорошо в нашем городе известного. Работы новые, выполненные им на протяжении трёх последних лет, – в нашем городе они ранее не экспонировались.

Как и все, родом из детства

Родился Валерий Сергеевич в Перми. В семье, кроме него, росли ещё четверо братьев и сестра. Детство его пришлось на военную годину – когда началась война, ему было 3 года. Воспоминание о военном детстве у него одно – постоянное чувство голода.

«А рисую я, можно сказать, всю свою сознательную жизнь, с четвёртого класса, – поведал Валерий Сергеевич. – Поначалу не всё получалось – исправления вносил мой старший брат. А потом я к этому делу настолько «прилип», что в моей пермской школе №49 учитель рисования устраивал выставки моих работ. Затем последовала учёба в Московском полиграфическом институте по специальности «художник-график по оформлению печатной продукции».

Четыре года преподавал в художественно-графическом училище в Перми. Выпустил группу, которая до сих пор его почитает. После этого с преподаванием покончил и поступил на работу в Художественный фонд Союза художников в Перми, где работал до 1995 года. Два года посвятил рекламе. И – на заслуженный отдых.

В выставках участвует с 1972 года – вместе с членами Союза художников, но сам в эту славную когорту не вошёл, хотя, как требовалось, участвовал в трёх зональных выставках. «Сошёл с дистанции, – поясняет Валерий Сергеевич, – точнее, мне «помогли» сойти. Кто, где и почему – не знаю».

«У вас народ совсем другой…»

В Чайковском, начиная с 1980 года, мастер несколько лет трудился над созданием экспозиций краеведческого музея, охватывающих огромный исторический период – от времён первобытно-общинного строя до середины 80х годов ХХ века, от Сайгатки до Чайковского. Он не только разрабатывал художественные проекты, но и лично участвовал в создании экспозиций, действовавших на протяжении трёх десятков лет. Многие его с той поры вспоминают, как художника с карандашом за ухом.

– Я повязан с вашим прекрасным городом кровно, – признаётся Валерий Сергеевич. – Полюбил его сразу – у вас народ совсем другой…

Одной этой фразой Валерий Сергеевич, как истинный творец, выразил то, что многие обитатели краевого центра не уразумели до сих пор.

Заведующая художественным отделом музея Наталья Шмыкова не скрывает восхищения:

«Он великолепный мастер, хорошо известный в Перми и Прикамье. Прекрасный рисовальщик – в экспозиции представлено немало работ, выполненных классическим карандашом. Но самое главное, Валерий Сергеевич – замечательный мастер монотипии, практически единственный в Перми и Пермском крае художник, работающий в этой технике. Когда-то в ней, в частности, работали такие знаменитости, как Михаил Врубель и Марк Шагал. В крупных российских городах мастера старой школы ею ещё владеют, а молодёжь от неё уже отошла.

Монотипия – это очень сложная техника, представляющая собой разновидность печатной графики. И Валерий Сергеевич ей безраздельно предан».

Высокое искусство или технология?

Основные атрибуты для работы – белая мелованная бумага, гладкий носитель – металлический лист или стекло, тонко растёртые типографские краски и набор валиков разного размера. Плюс золотые руки мастера, его художественный вкус и фантазия.

Работы – лёгкие, воздушные, но эта лёгкость и прозрачность обманчива, потому что за этим стоит кропотливый труд. Если в живописных полотнах труд художника виден, то в монотипии – нет, мазки просто не заметны. На одно произведение уходит 6 часов непрерывной работы, всё делается стоя и склонившись. Нужно вносить коррективы, добавлять и убирать краски. Прерываться нельзя – краска высохнет. Иногда, чего греха таить, приходится по 2-3 раза начинать всё сначала. Сразу и не скажешь, чего в монотипии больше – искусства или технологии. Скорее всего, высокое одухотворённое искусство и бездушная технология дополняют друг друга, обеспечивая невероятный синергетический эффект.

Ещё одна особенность монотипии (наряду с тем, что можно получить только один уникальный оттиск) – мастер заранее не знает, что у него получится. Не в том смысле, конечно, что он рисовал стройную берёзку, а получился могучий дуб. Есть замысел, примерное представление, но как всё будет выглядеть окончательно – ведают только небеса, как перемешаются краски под валиком. Поэтому Валерий Сергеевич всегда ждёт результата с нетерпением ребёнка – чтобы удивиться и порадоваться тому, что получилось…

Закралась мысль: пусть монотипия гораздо сложнее живописи, но подобное живописное полотно за 6 часов не написать! Словно услышав, Валерий Сергеевич изрёк: «Готов соревноваться – моя монотипия против масляной живописи. Гарантирую: я выдам работу на-гора, а живописец над своей ещё корпеть будет!».

Память на листе бумаги

Монотипия привлекла Валерия Сергеевича своей пластичностью, широкими возможностями. «Краски звонкие, свежие, когда их валиком раскатаешь, они начинают светиться, – поясняет он.

На выставке представлена чёрно-белая монотипия, цветная и карандашная. Очень много пейзажей, несколько натюрмортов, в которых он настоящий матер. Очаровывает образ старой Перми, воплощённый в цикле работ «По старым улицам Перми».

В школе он был маленьким худеньким мальчишкой, на которого никто не обращал внимания, а он влюблялся во всех девчонок. Видимо, с той поры все произведения художника навеяны и овеяны любовью. Об этом можно судить хотя бы по тому, как он описывает историю появления своих работ.

«Это моя родная деревня Архиерейка на реке Ива. В ней прошло моё детство. Как я её любил!».

«Я очень люблю сосны, а в деревне Алёховщина, что в Ленинградской области, их очень много. Все растут по-разному – просто чудо какое-то! А ещё там жила моя будущая жена, которую я оттуда увёз».

«Я так люблю яблоки! У меня в саду растут три яблони, за которыми я бережно ухаживаю. Натюрморт «Яблоки в белой тарелке» – мой любимый, потому что яблоки удались мне лучше, чем другие фрукты».

«В 70-е годы ХХ века я заинтересовался архитектурой родного города. И решил устроить выставку «По старым улицам Перми». Я фиксировал старые дома – сколько успел, пока их безжалостно сносили. Очень многого из запечатлённого на этих работах уже нет. А ведь с каждым снесённым домом, которые раньше возводились с любовью, город теряет частицу своей души…».

Он признаётся:
«Все работы у меня любимые! Мне жалко, что они постепенно от меня уходят – некоторые из них у меня покупают. А что делать? Мне их хранить негде! А даже если и хранить, то – за редким исключением – без багета, который даёт толщину». 

Ему года – не беда

В свои 85 лет Валерий Сергеевич мобилен, романтичен, досконален, требователен к себе и щепетилен во всём, что касается работы. Он труженик, каких мало: подготовить семь десятков новых работ – это настоящий творческий подвиг. Причём выставленное у нас – далеко не всё, что создано им за последние 3 года.

Судя по его планам, в 85 жизнь только начинается:

«Я с нетерпением ждал, когда выставлюсь в Чайковском. Выставка задумывалась давно, но по разным причинам откладывалась. Все работы в стопе стояли. Ждал, ждал – и, наконец, свершилось! Всё – душа у меня оттаяла, я успокоился, теперь можно снова трудиться…».

Описывать художественные полотна – занятие неблагодарное, потому что нет слов, способных точно и ярко передать визуальные образы. Лучше один раз увидеть… Посетите выставку «В. Печёрский. Живопись. Графика» – не пожалеете! Экспозиция открыта до конца февраля.

Николай ГАЛАНОВ

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: