Владимир Афанасьевич 27 лет жизни посвятил службе в Вооружённых Силах – сначала советских, затем российских. В 1997 году вышел в запас в звании подполковника. Но и его «гражданская» жизнь до сих невидимыми нитями крепко связана с армейской, подпитываясь воспоминаниями о ней и во многом опираясь на навыки, полученные ещё в годы службы.

Жизнь первая

Когда Владимир учился в 10-м классе, его отец выписал газету «Красная звезда». Военная газета в далёком алтайском селе – это было что-то! Но Панченко-старший хорошо знал, что делал – в газете публиковались объявления о наборе в военные училища. Панченко-младший внимательно просматривал всю без исключения информацию про танковые, лётные, морские и общевойсковые военные вузы. Ему приглянулось высшее военное командно-инженерное училище в Перми: во-первых, учиться нужно 5 лет, тогда как в остальных, в основном, 4 года, а во-вторых, по окончании – ты и командир, и инженер. Одним словом, в 1969 году он поступил в Пермское ВВКИУ.

Владимир Панченко(третий слева) на тренировке перед военным парадом в честь 40-летия Победы

В процессе учёбы было немало интересных (да и курьёзных) эпизодов. Так, в первую сессию курсанты ВВКИУ сдавали зачёт по истории военного искусства полковнику Крапивину, награждённому несколькими боевыми орденами. Владимиру досталась битва под Москвой, сдавать нужно было по карте. Для непрофессионалов вопрос покажется простым, но на карте боевых действий под Москвой как будто сцепились два осьминога – у одного щупальца красные (это наши), у другого – синие (фашисты). И каждое щупальце-стрелку надо пояснить: цель, замысел, силы, средства, кто командовал соединениями. Конечно, курсанту-первокурснику, донельзя утомлённому матанализом, сопроматом, инязом и прочими науками, не просто держать в голове ещё и подробности войсковых операций Великой Отечественной войны. Отвечал Владимир, видимо, не очень уверенно, поэтому преподаватель стал его отчитывать за недостаточные знания. Тут курсант возьми и заикнись, что его отец участвовал в битве под Москвой. Лучше бы он этого не говорил, потому что экзаменатор учинил ему форменный разнос с широким использованием неуставных выражений. Но зачёт, тем не менее, поставил.

В общем, учился Владимир Афанасьевич хорошо, несколько сессий сдал на отлично, и по выпуску был направлен на космодром Байконур (это название для гражданских, для военных же это местечко всегда называлось Тюра-Там). Этот полигон в плане условий для службы и жизни считался вполне нормальным местом (кроме климата). Девять лет занимался отработкой ракетного комплекса «Сатана» – практически с самого начала работ до постановки его на боевое дежурство. Отмечен за это правительственной наградой.

Трижды он участвовал в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне. Имеет письменную благодарность от начальника 12-го ГУ МО главного маршала артиллерии Бойчука за инициативу и усердие, проявленные им при проведении мероприятий.

В 1983 году поступил в академию имени Дзержинского, по окончании которой был направлен на Воткинский машзавод. Там он в качестве первого заместителя начальника военного представительства контролировал изготовление стратегических ракет «Тополь» и «Тополь-М», участвовал в подготовке и проведении пусков на полигоне. От имени министра обороны награждён именными часами.

Вторая

Всё когда-то заканчивается, военная служба тоже. Выйдя в запас, Владимир Афанасьевич устроился на завод «Газмаш», где работал начальником ОТК и заместителем директора завода по качеству. Он даже стал лауреатом Всероссийского конкурса «Инженер года» в области качества. На этом поприще ему очень помогли его въедливость, дотошность, стремление к совершенству. Не зря же в своё время он был признан лучшим рационализатором своей воинской части.

Казалось бы, какая может быть рационализация в армии? Военную технику разрабатывают мощные КБ, производят их на легендарных предприятиях ВПК. На всё есть техническое описание, инструкция по эксплуатации, уставы, наконец, казалось бы, выполняй и соблюдай – и всё будет хорошо. Ан нет – и на Солнце бывают пятна. Разумеется, в ракету с рацпредложениями не лезли, а вот в автомобильную технику – пожалуйста. Одним словом, группа, в которую входил Владимир Афанасьевич, по итогам года завоевала в части первое место по рационализаторской работе и в 1977 году первой в части получила цветной телевизор. Ну, а он за каждое рацпредложение получал по 15 рублей плюсом к своему жалованию в 200 с чем-то рублей.

Третья

Когда у Владимира Афанасьевича впервые проявилась тяга к литературному творчеству, можно сказать совершенно точно – в 2000 году. Тогда, по его словам, он испытал ностальгию по военной службе и сослуживцах и начал писать воспоминания о ней, которые в виде отдельных публикаций размещались на страницах нашей газеты. В конце концов, это вылилось в то, что он стал победителем Всероссийского литературного конкурса «Твои, Россия, сыновья». И к выходу в свет книги воспоминаний «След инверсии, или Третья жизнь». Сейчас автор работает над третьим – переработанным и дополненным – вариантом книги.

Важный штрих. В 2018 году Владимир Афанасьевич был награждён юбилейной памятной медалью «100 лет Рабоче-крестьянской Красной армии и флоту». Комментируя это событие, он подчеркнул, что вручение ему этой медали символично, потому что мужчины его семьи составили настоящую военную династию.

Его отец, Афанасий Корнеевич Панченко, в годы Гражданской войны партизанил на Алтае и в Монголии. Участвовал в пленении видного деятеля Белого движения барона Унгерна фон Штернберга («Чёрного барона») и доставке его в Москву. Во время Великой Отечественной войны в составе одной из частей 1-й Гвардейского кавалерийского корпуса Павла Белова он участвовал в сражении под Москвой. Был дважды ранен, после полугода лечения в госпиталях его комиссовали.

А сын, Дмитрий Панченко, в 2002 году по окончании чайковской школы №7 поступил в военно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге. По завершении курса обучения был направлен на космодром «Мирный» (Плесецк), где по сей день несёт воинскую службу в звании капитана, контролируя подготовку к пускам ракет-носителей космического назначения.

Судя по всему, военная династия Панченко со временем явит миру новых защитников Отечества. А третья жизнь Владимира Афанасьевича тем временем продолжается…

Николай ГАЛАНОВ

Фото из личного архива В.А. Панченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
EMAIL

От admin

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: